1925-1935. «Молодая гвардия»

1

Революция и трансформация — Карлос Гардель, Хулио Де Каро и звуковое кино.

1920-1930-е гг. — непростое десятилетие для танго, совпавшее с мировым экономическим кризисом. Тем не менее, это время эпохальных событий в танго-истории. В первую очередь, это появление «золотого голоса танго». Так современники называли певца Карлоса Гарделя, разгоряченно утверждая, что до него текстов танго вообще не существовало, да что там, танго было невозможно петь. Конечно, мы знаем, что тексты у танго были и раньше. Но первые танго, в процессе своего развития, были предназначены не для услаждения публики — если танго и сопровождались словами, то как правило, это были куплеты, простые по форме, насмешливые или неприличные. В Буэнос-Айресе первые танго называли tango canción, т.е. «танго-песня» (или скорее, «песенка»), и она была неотделима от беспечного танца и веселого времяпровождения.

Легенда танго: Карлос Гардель

Исполнение Гарделем «Моей печальной ночи» (Mi noche triste) в 1917 г. раскрыло танго с другой стороны. Текст этого танго был осознанным, имел некую поэтическую ценность и был отнесен к новому этапу: танго-романсу. Текст танго теперь можно было даже напечатать (letras), и он нес такую же смысловую нагрузку, как партитура. Более того, голос певца или певицы стали рассматривать как новый выразительный инструмент музыкальной гармонии. Гарделю удалось изменить танго в достаточной степени, чтобы привлечь к нему внимание молодого поколения.

На видео: запись танго Mano a mano, исполнение Карлоса Гарделя.


Кем был артист Гардель и почему его имя  до сих пор вспоминают с трепетом?
Его биография, как это часто бывает, обросла легендами. Некоторые утверждали, что он родился в Уругвае, известен отец и неизвестна мать, другие — что в Париже, известна мать и неизвестен отец. Год рождения указывался по-разному: 1887, 1890 и 1883. Одни говорили, что в детстве он был маленьким вором; другие — что у него были приемные родители, которые обеспечили его кровом и образованием. Остановимся на наиболее популярной версии, принятой у большинства биографов. Итак,

gardel-silva-1923

Carlos Gardel в костюме гаучо, 1923

Карлос Гардель (Carlos Gardel) родился в городе Тулуза (Юг Франции) 11 декабря 1890 г.  Его имя при рождении — Шарль Ромуальд Гарде. Его родителями были прачка Берта Гарде, отцом — француз Поль Лассер, отказавшийся признать отцовство. Берта Гарде уехала из Франции искать свое счастье в Новом Свете. Именно здесь маленький Шарль стал называться Карлосом, а его фамилия постепенно приобрела более испанское звучание. Маленькая семья из матери и сына поселилась в районе Абасто в Буэнос-Айресе [сейчас там находится музей-квартира Карлоса Гарделя]. Этот район во многом определил Гарделя, как певца. С детства он учился пению на рынке Абасто (Mercado de Abasto) у местных певцов-пайадоров, которые учили его креольским песням и особой манере их исполнения. Там же, на рынке, а потом и в различных кафе, случились первые выступления певца.

razzano_gardel_1926

Razzano y Gardel, 1926

В 1913 году он записал грампластинку из 14-ти креольских песен. Вместе с певцом Хосе Раццано и гитаристом Хосе Рикардо, Карлос Гардель шагнул на первую ступень своей славы — на сцены лучших ресторанов-кабаре того времени. Первое танго певец записал в 1917 году, и постепенно, с осторожностью, не бросая других креольских песен и фольклора, овладевал искусством танго-романса. Окончательно Гардель перешел на танго в 1925 г. и после этого не возвращался к исполнению фольклора.  Дальнейшая история жизни Гарделя и его звездный путь в кино и музыке заслуживает отдельной статьи. Здесь же остановимся на уникальности его голоса, который на многие годы определил, «каким должно быть танго».

В молодости Гардель пел как тенор, но позже перешел на баритон. На всех грамзаписях, начиная с 1917 г., мы слышим несильный, но очень чистый голос, обладающий узнаваемым тембром. В отличие от других исполнителей (Пепиты Авельянеды, дуэта Гобби, Линды Тельмы), он не использовал манеру варьете, а старался вложить эмоциональный смысл в поэзию танго, выделяя каждое слово интонационно. Он умел «петь и рассказывать», и каждое его танго превращалось в маленький спектакль одного актера.

На видео: танго Por una cabeza, поет Карлос Гардель,
отрывок из фильма Tango Bar, 1935 (фильм частично реставрирован)

***

Звуковое кино сыграло огромную роль в карьере Карлоса Гарделя, а поскольку именно Гардель представлял аргентинское танго в глазах зарубежных поклонников и соотечественников — то и само аргентинское танго развивалось вместе с ним. Великий Гардель снялся в более, чем 20-ти фильмах аргентинского кинематографа. В то время в каждом фильме, произведенном в Буэнос-Айресе, присутствовала тема танго.

Музыкальная революция: Хулио Де Каро

francisco_canaroНадо сказать, что известность Карлоса Гарделя и сюжетное кино не мешали развиваться инструментальному танго. Более того, в 1920-х среди танго-оркестров наметилось творческое противостояние. Появились две манеры исполнения, основателями которых стали  Франсиско Канаро и Роберто Фирпо. Франсиско Канаро был традиционалистом и стремился к простой гармонии инструментов, содержащей танцевальный ритм. В 1925-1935 гг., экспериментируя с составом оркестра, он неизменно обращался к креольским ритмам, стремясь, чтобы оркестр звучал «омофонно», в едином ключе.

Слушать: «De puerta en puerta», Francisco Canaro, 1934

%d0%b1%d0%b5%d0%b7-%d0%bd%d0%b0%d0%b7%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%8f-1Его творческий оппонент, Роберто Фирпо, в 1917 году первым ввел в оркестр фортепиано — и называл себя эволюционистом, стремясь придать танго максимум мелодичности.  Он стремился придать танго плавности, неспешности, лишить его аккомпаниаторского характера — по его мнению, танго не должно «обслуживать» желающих танцевать,  танго следует слушать, как концерт.

Слушать: «Alma de bohemio», Roberto Firpo, 1927

imagesИменно в это время на танго-сцене появляется настоящий реформатор, объединивший танцевальный характер танго с его «возвышенными» музыкальными возможностями. Трансформация танго пришлась на 1925-1935 гг. с появлением оркестра Хулио де Каро (Julio de Caro). Итальянец по происхождению, сын профессионального музыканта, Де Каро в 1917 году начал играть в составе оркестра Роберто Фирпо. Талант его проявился в 1921 году, когда он впервые собрал оркестр из 56 (!) человек в театре «Сан-Мартин». В 1923 году он создал «типовой секстет» (sexteto tipica) — собственный оркестр — два бандонеона, две скрипки, фортепьяно и контрабас. С этого момента в танго намечается рубеж, который принято обозначать как «танго до и после Де Каро».

Слушать: «Boedo», Julio De Caro, 1928

orquesta_tipica_julio_de_caroНоваторство Де Каро заключалось не в количестве инструментов. Его идея заключалась в том, чтобы дать каждому инструменту независимость, выйти за рамки «омофонного»танго и приблизить мастерство танго-оркестра к уровню камерного академического оркестра. В течение 30 лет, до 1954 года включительно, оркестр Де Каро записал множество танго, вошедших в мировой «золотой фонд». В оркестре играли, начиная свою карьеру, такие музыканты, как Педро Марио Маффиа, Педро Лауренс, Армандо Бласко, Анибаль Тройло.  В своем творчестве Де Каро соединил две линии — креольскую, а-ля милонга, идущую от Эдуардо Ароласа, и европейскую, разработанную Роберто Фирпо. При этом Де Каро исключил из танго французскую линию шансона. Его танго обладают собственной ритмикой, но гораздо более спокойной, предназначенной для «танго-беседы».

90_big«Школа Де Каро» подарила аргентинскому танго талантливейших музыкантов и композиторов. Яркой звездой танго стал Педро Лауренс (Pedro Laurenz), создавший десятки танго, в числе которых Orgullo criollo, Berretín и совместное с Де Каро танго Mala Junta. Бандонеонист Педро Маффиа (Pedro Maffia) много работал вместе с Лауренсом и внес свой вклад в развитие игры на бандонеоне. Его вклад заключался в новаторском подходе, в незабываемой выразительности и эмоциональности, многозначности бандонеона в танго-оркестре. Подобно Де Каро, он разделил звучание бандонеона на «до и после Маффиа».

Слушать: «Orgullo criollo», Pedro Laurenz, запись 1941 г.

%d0%b1%d0%b5%d0%b7-%d0%bd%d0%b0%d0%b7%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%8f-3Освальдо Фреседо (Osvaldo Fresedo), также начинавший в оркестре Де Каро, создал уникальный стиль исполнения, объединивший и тех, кто хочет танцевать, и тех, кому нравится слушать танго. Фреседо исполнял как инструментальные танго, так и танго-романсы, сотрудничая с вокалистами. Одно из самых известных его танго, Por qué, является образцом «стиля Фреседо».

Слушать: «Por qué», Osvaldo Fresedo, запись 1943 г. 

juancarloscobi25c325a1n101Хуан Карлос Кобиан (Juan Carlos Cobián), еще один представитель «школы Де Каро», во времена своего творчества получил прозвище «танго-Шопен» за особую элегантность исполнения. Современники называли его интернационалистом за желание сделать танго наиболее понятным европейскому слушателю. Красивые идеи Кобиана оставили свой след в танго-гармонии, но не прижились в чистом виде — и поныне аргентинским танго считается то, где креольский ритм остается самим собой.

Слушать: «La prisionera», Carlos Cobián, запись 1928 г. 

«Школа Де Каро» совершила огромный шаг в танго-будущее. Как после Анхеля Вижольдо и его танго El Choclo нельзя было вернуться к старой шарманке, так и после танго Boedo нельзя было вернуться к эпохе «старой гвардии». 

Танго и кинематограф

В 1925-1935 гг. были сняты удивительные по красоте и экспрессивности танго-кинофильмы: Cuesta Abajo, Tango Bar, Tango en Broadway, El Día que me quieras с Гарделем, великий фильм ¡Tango! (1933 г.) с участием множества исполнителей, и в том числе, Асусеной Маисани, певицей и композитором. Оркестры удивляли публику количеством музыкантов, размахом концертов в крупнейших залах и театрах. Начиная с 1929 года, во время экономического кризиса, и после 6 сентября 1930 г., когда в Аргентине произошел военный переворот и свержение правителя Иполито Иригойена, в танго все отчетливее звучат драматические ноты. Танго-романс затрагивает темы города, страны, потерь, разлук и ностальгии.

На видео: Carlos Gardel. Tango  El Día que me quieras из одноименного фильма.

***

На видео: Carlos Gardel. Tango «Volver», из фильма El Día que me quieras

***

На видео: отрывок из фильма Tango en Broadway

***

24 июня 1935 г. Карлос Гардель погиб в авиакатастрофе во время тура по Латинской Америке, и это событие потрясло Аргентину — в то время он был душой танго, воплощением традиций Буэнос-Айреса. Повторить успех Гарделя не удалось никому из его последователей. Позже жанр танго-романса подхватят исполнители 1940-50-х гг., но в тридцатые аргентинское танго вступило в сложный период. Несмотря на развитие кинематографа и рост числа оркестров, общая экономическая и политическая ситуация в Аргентине, а также угасание интереса к танго, как к танцу, привело Буэнос-Айрес к периоду «танго-депрессии».

На видео: Асусена Маисани (Azuzena Maizani) в фильме ¡Tango! (1933 г.)

***

В начало. История танго >>>

Имена 1925-1935: Gardel, Julio y Francisco de Caro, Fresedo, Canaro, Juan Maglio, Lomuto, Corsini, Cobán, Gonzáles Castillo, Celedonio Flores, Manuel Romero, García Jiménez.
Произведения: Boedo, Flores Negras, Amurado, Milonguero viejo, Un tropezón, Ventanita de arrabal, Adiós muchachos, Garufa, Caminito, Griseta, Clavel del aire, El buey solo, Pero yo sé, Volver, Dandy, Cambalache, Siga el corso, Halcón negro, Como dos extraños, Corrientes y Esmeralda, Quejas de bandoneon, Vida mía, Arrabal, Nostalgias, Olvido, a Beba, El día que me quieras.

Библиография

Один ответ на “1925-1935. «Молодая гвардия»

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s