«Креольская звезда Парижа»
Алина де Сильва (Alina de Silva, 16 марта 1898– 13 апреля 1972) родилась в Ла-Пунта (Кажао, Перу). Ее отец, француз Карлос Оскар Лестоннат, служил во французском флоте, а ее мать Эмилия Арманда Томаса Кавенеки была итальянкой. Как рассказывает сейчас внучка Алины, ее бабушка прибыла в Париж около 1925 года вместе со своим мужем, перуанским музыкантом Альфонсо де Сильвой и его оркестром. И в Париже она прожила около 15 лет.
Она была выдающейся фигурой — «звездой танго» — в оркестре Мануэля Писарро. Газета Revista Mundo Gráfico, № 812 от 25 мая 1927 года вышла со статьей под заголовком: «Сладкий яд танго: Писарро, волшебник бандонеона» в которой, в том числе, восхвалялся голос Алины. В дальнейшем издания того периода как только ее не представляли: «Великая креольская вокалистка», «Самая популярная и самая красивая аргентинская певица», «Аргентинка Алина де Сильва с ее нескончаемыми креольскими хитами», «Главная звезда: певица Алина де Сильва, единственная в своем жанре», «Лучший стиль аргентинского танго», «Творения прекрасной великой креольской артистки Алины де Сильвы».
Здесь, справедливости ради, надо сказать, что в то время в Париже были и другие певицы танго, пусть и не столь популярные: Эмилия Гарсия, Сарита Уотл, Тересита Аспрелла, Софиа Бозан, Росита Барриос, Грация дель Рио и Ева дель Эрсо. Но известности Алины остальные могли только завидовать.
На видео: танго Araca Corazón, Manuel Pizarro, Alina de Silva
***
1 декабря 1929 года журнал La Rampe Nº 507 вышел с ее изображением на обложке: «Алина де Сильва, звезда мюзик-холла, которая теперь выступает в Palace». В то же время фотографии оркестра Писарро заняли место на обложках многих музыкальных изданий, на всех них Алина была запечатлена в дерзкой позе с руками на талии и была одета как гаучо.
Кстати говоря, некоторые издания мало интересовала правильность написания ее имени – Алина иногда становилась то Алисией, то даже Альмой.
Парижские музыкальные издательства организуют ее выступления в больших театрах и кабаре. Особо популярны в ее исполнении были: «A media luz» («Un tango d’amour»), «La muchacha de circo» («La gamine du cirque tango»). Хитом в театрах Palace и Empire стало танго «Mama yo quiero un novio» (“Maman, je veux un amoureux”). Вместе с Гарделем она стала звездой кабаре El Garron, и они записали «Una noche en El Garrón», танго, которое было хитом в середине 20-х годов. В 1929 году Алина де Сильва была звездой кабаре Moulin Rouge в Париже. Потом она выступала в разных местах в Испании, среди них можно выделить Maravillas и кабаре Maipu Pigalle. Кроме того, она снялась в четырех короткометражных фильмах для лейбла Pathé: Je t’adore mais porquoi в 1930 году; Paris Music Hall, 1933; La crise est finie в 1934 году и Fort Dolores в 1938 году. На французском телевидении она выступала вместе с Морисом Шевалье, La Mistanguette, Чарльзом Трене и Жозефиной Бейкер. В 1939 году она вернулась в Лиму, где выступала на радио и в театре. Ее фото и имя можно найти в разных нотных изданиях перуанских песен, к примеру, «La Chichera» или «Tus ojitos», креольский вальс старого стиля. Также она пела на Национальном радио Перу в 1944 году.
На видео: танго A media Luz, Manuel Pizarro, Alina de Silva
***
К концу своей жизни она посвятила себя изобразительному искусству, созданию религиозных изображений, алтарей, статуэток святых, шутов, ангелов и средневековых персонажей.
В репертуаре Алины присутствовали различные стили танго: сентиментальный, провинциальный, комический, танго пригородов и даже грубое танго, к которому она легко приспосабливалась. Поскольку она привыкла работать с оркестрами, она позже легко работала в дуэте или с хорами. Кроме того, она владела и использовала лунфардо, или аргентинский жаргон, несмотря на то, что она была перуанкой (настолько, насколько может быть перуанкой дочь француза и итальянки). По словам Мануэля Писарро, он и его оркестр знали, как привить Алине танго культуру.
Писатель Хавьер Баррейро точно описывает ее как певицу: «В пении Алины де Сильвы ощущается ее солидная музыкальная подготовка. И ее дар учебы, потому что, когда Мануэль Писарро показал ей, как надо петь танго, она легко пересекла грань между классическим консерваторским вокальным искусством и уверенностью в себе, с которой должно было исполняться танго того времени. Уверенность в себе — черта, которая лучше всего описывает пение Алины». Из ее обширного списка песен мы можем упомянуть: «Mano a mano», «Araca corazon», «Pobre pato», «Malevaje», «Ventanita Florida», «Garufa», «Confesion», «No te enganes corazon», «Donde estas corazon», «Piedad», «Yira yira». Она также исполняла многие кубинские песни и румбы: «La cucaracha», «Negra agreeida» и «Adiós mi chaparrita».
Для других она была не только певицей, но и постоянным источником вдохновения, а ее глаза заколдовывали не только ее мужа, но и аудиторию, которая восхищалась ею. Альфонсо де Сильва написал для нее танго «Tus ojos», и его строки таковы:
Tus ojos que contemplo con delirio
Es a ellos que yo adoro con empeño.
Tienen la suavidad de tus caricias
Y la dulce mirada del ensueño, ¡ay!
Y la dulce mirada del ensueño.
(Твои глаза, на которые я смотрю со страстью,
Я решительно обожаю их.
У них есть мягкость твоей ласки
И сладкий вид мечты. Да!
И сладкий вид мечты.)
Ее считали «самой популярной и самой красивой аргентинской певицей». Сегодня сложно определить, что именно ее фигура значила для развития танго в Париже и в Европе, но очевидно, что Де Сильва оставила яркий след в мировой истории всепроникающего аргентинского танго.