2000-2010-е. Наши дни

1

Танго как образ жизни. XXI век

На фото выше: кадр из фильма Tango Libre, 2012

n5boy8czpp1ioob666bvВ 2003 г. эксперты ЮНЕСКО включили танго в перечень всемирного культурного наследия, наравне с мировыми шедеврами культуры.  На совещании ЮНЕСКО в Абу-Даби, где присутствовали 400 представителей культурных организаций Евросоюза, документально были утверждены два претендента на роль родины танго — Буэнос-Айрес (Аргентина) и Монтевидео (Уругвай). Речь в данном случае идет о периоде «пре-танго», так как «золотой век» и другие серьезные вехи в истории танго, несомненно, связаны с Буэнос-Айресом.

Новые технологии, как это не раз случалось ранее, стимулировали развитие танго. Веб-сайты, форумы, социальные сети и видеохостинги (такие, как Youtube) позволили фанатам танго быстрее обмениваться информацией. В отличие от предыдущих десятилетий, видео и фото с аргентинских милонг и танго-концертов сегодня можно транслировать онлайн на весь мир, что значительно сдвинуло с места проблему «удалённости» Аргентины от остального мира.  По общим данным, 80% туристов, посещающих Буэнос-Айрес в наше время, в той или иной мере увлечены танго-культурой.

На видео: милонга в салоне Canning, Буэнос-Айрес, 2011 г. 

***

Милонги Буэнос-Айреса, пережив сложные двадцать лет забвения, снова открылись для горожан и туристов. Сегодня можно найти множество онлайн-гидов и блогов, посвященных обзорам милонг, их атмосфере, составу танцующих, звучащей музыке. И хотя баррио Буэнос-Айреса уже не так разделены между собой в культурном смысле, как это было в прошлом веке, индивидуальность каждого танго-клуба заметна даже непосвященным.

Обязательной частью милонги являются кодигос (codigos) — правила поведения. Танцующие движутся по танцполу строго против часовой стрелки, образуя круг (ронду). Внутри внешней ронды может двигаться вторая, третья и даже четвертая ронда, пути которых не пересекаются. Многие правила касаются взаимодействия с другими танцующими, уважения к их танцу. Отдельно следует рассмотреть процесс приглашения на танец — кабесео (cabeceo), или кивок головой издали.

На видео: примеры кодигос (субтитры на английском языке)

***

На милонгах Буэнос-Айреса все еще танцуют те, что помнят 60-е гг., у них же учится новое поколение 30-40-летних. Новые веяния в танго привносят те, кто изучает традиционное танго и одновременно систему Динселя, а также tango nuevo, сформировавшееся в конце 90-х — начале нулевых.

Танцоры 21 века

0a4a4c9ba9790f4f4576c9419e8612e9

Gustavo y Giselle Anne Naveira

Феноменом можно назвать тот факт, что популяризаторами аргентинского танго в 21 веке, стали, прежде всего, танцоры. Начало этой тенденции было положено в 1983 году, благодаря премьере спектакля Tango Argentino в Париже, чуть позже свою роль сыграл кинематограф. В Буэнос-Айресе большую поддержку получила Национальная Академия Аргентинского танго и школы Родольфо Динселя.  Интеллектуальный подход к танго, как к искусству тонкого взаимодействия между партнерами, повлиял на мышление многих профессиональных танцоров. Так, с 1997 г. ученик Динселя, хореограф и тангеро Густаво Навейра (Gustavo Naveira) основал группу танцоров-исследователей, в которую также вошли Фабиан Салас, Дина Мартинес и Лусиана Важе. Позже к ним присоединился Мариано «Чичо» Фрумболи.  Группа работала над созданием собственной методики преподавания танго, используя знания биомеханики человеческого тела. В качестве основных понятий, в том числе, использовалась идея работы с балансом, выстраивание положения тела, выработка «мышечной памяти» и умения синхронизировать свои движения с движениями партнера. Эти идеи, дополненные позже другими авторскими методиками других преподавателей, получили наибольшее распространение в мире.

Внешне «новое танго» (tango nuevo) заметно отличалось от того, какое мы могли бы наблюдать в фильмах с Гарделем или в исторической ленте ¡Tango! 1933 года.  В новом исполнении пары выглядят более осознанно, а роль партнерши становится более автономной. Сам Навейра в своем интервью называет это «естественной эволюцией» танго, возможности которого еще до сих пор не изучены.

На видео: интервью Мариано «Чичо» Фрумболи, о своей карьере и «новом танго».
С английскими субтитрами. 

***

На видео: фильм BBC «Confiteria Ideal», 2005, с участием исследователей и танцоров танго в Буэнос-Айресе. Плейлист из 5 частей, с субтитрами на английском языке. 

***

Методики Родольфа Динселя и Густаво Навейры, действительно, являются эволюционно гибкими. С точки зрения обучения, многие хореографы и танцоры, продолжившие свой путь как преподаватели, предлагают собственный опыт контактной импровизации.  Отдельное развитие в Аргентине, а позже и во всем мире, получили школы  танго со сменой ролей ведущего и ведомого, танго в смешанном стиле (с элементами контемпорари, джаза).

Впервые в 21 веке звучат названия «стилей» аргентинского танго, или иначе, различных манер танцевания. К примеру, на уроках танго можно было встретить понятия:
tango milonguero (танго в близком объятии и движениями, учитывающими движение других танцоров на милонге),
tango salon (предполагает бóльшее пространство для танцующих, возможность делать более сложные движения и открывать объятие, увеличивать амплитуду поворотов),
tango escenario (для спектаклей и шоу, характеризуется сложной, почти акробатической, хореографией),
tango alternativo (современное танго с элементами других контактных танцев — контемпорари, джаз-модерна),
estílo Villa Urquiza* (теорететически, стиль, сформировавшийся в 90-е гг. в баррио Виша Уркиса, на милонгах и студии звукозаписи Melopea; утверждается, что хранителями стиля стали такие танцоры, как Graciela Gonzales, Pupi Castello, Jorge Dispari y Maria del Carmen и др.).

*В некоторых источниках можно найти определение стиля Виша Уркиса как «чистого танго, хранящего традиции старых милонгеро / скользящего, мягкого танго, с характерной элегантной постурой танцующих». 

Со временем определения танго-стилей могли изменяться, дополняться новыми методами преподавания. 7c83cc_9c7e36549ec363cdc3151f85f8670895Работа над изучением стилей, и главное — тем, что их объединяет и отличает от других танцев, все еще ведется среди хореографов и преподавателей танго. Например, несколько последних публикаций на эту тему принадлежат хореографу Уго Мастролоренцо, автору книг «В поисках метода, которого не было раньше» (En busca del método que nunca fue) и «Происхождение танца танго» (Tango Danza El Origen de la Especie).  Безусловно, появлению этих и других исследовательских работ предшествовало развитие современной хореографии, и в дальнейшем, интерес профессионального сообщества к танцу, сформировавшемуся на берегах Рио-де-ла-Платы.

На видео: танго El Adiós, оркестр Edgardo Donato, танцуют Gustavo y Giselle Anne Naveira

***

Музыка

«Аргентинское танго танцуют под музыку аргентинского танго». Такой сентенцией вы можете искренне удивить неофитов, считающих, что умение танцевать — это скорее, общее умение хорошо двигаться.  Однако как танцующие джаз — не отделяют его от звучания джаз-бэндов, танцующие рок-н-ролл — ставят только рок-н-ролл,  так и классические аргентинские танго 20х, 30-40х, 50-60х и немногим позже, звучат для танцоров аргентинского танго. В 2000-х гг. лишь слегка изменились роли участников процесса. Сегодня чаще музыка сопровождают танцоров, которые вышли на первый план, в отличие от предыдущих десятилетий, когда главными звездами танго были вокалисты и руководители оркестров. 

04

Felix Picherna

В конце 90х — начале нулевых по этой причине возросла роль диск-жокея (DJ) на танго-мероприятиях. Когда милонги в Аргентине и других странах вновь начали набирать популярность и при этом оркестры уже не играли на каждой из милонг, как это было когда-то — возникла необходимость в человеке, имеющем достаточно большую коллекцию записей аргентинского танго, умеющему выбирать композиции, обеспечивать надлежащий звук в помещении. Одним из первых легендарных DJ стал Феликс Пичерна (Felix Picherna), чья работа называлась «musicalizador» с 1958 года. В новый век Пичерна вошел с огромной коллекцией пластинок, аудиокассет и знанием психологии танцующих. Сегодня Пичерну называют «отцом» современных танго-диджеев.

На видео: интервью Феликса Пичерны для передачи «У меня есть к тебе вопрос», автор и ведущая Пепа Паласон (Pepa Palazón), Буэнос-Айрес, 2014

***

Используются ли на милонгах аудиозаписи современных оркестров? Да, но не так  часто — учитывая, что их аранжировки часто уступают классике. Танго-оркестры нашего времени — это трио, квартеты, квинтеты и секстеты, исполняющие как собственные танго, так и аранжировки танго великих композиторов прошлого. Сегодня почти не встречается крупных оркестров из 15-20 человек или более, как это было в 40-50-х гг. прошлого века.  Тем не менее, количество оркестров танго с годами растет, а их аранжировки и авторские танго все чаще звучат на милонгах. Среди этих оркестров — не только аргентинские коллективы, но и оркестры Франции, Италии, Японии, России и других стран мира.

На видео: оркестр Solo Tango Orquesta (Россия), танцуют Javier Rodriguez y Fátima Vitale, 2016 г. Музыка: танго Este Es El Rey, композитор Juan D’Arienzo.

***

На видео: выступление Color Tango Orquesta в Москве, 2013

***

Электронное танго

Обзор танго-музыки 2000-2010-х был бы не полным без упоминания электронного танго — тж. acid tango — отдельного жанра, использующего размер музыки 2х4 и характерный ритм для создания музыкальных композиций без бандонеона, скрипки и фортепьяно.

Пионерами этого жанра принято считать группу Gotan Project, которая впервые представила свои произведения в 1991 году. Позже, в 2000-х гг. идеи этого проекта поддержали многие музыканты из Аргентины, Швеции, Франции. Сформировались коллективы Bajofondo, Tanghetto, Narcotango, Otros Aires y San Telmo Lounge.  Сегодня можно насчитать несколько десятков проектов, специализирующихся как на ремиксах классических произведений 40-60х гг., так и на создании новых мелодий.

Официальное видео проекта Gotan Project, композиция La Gloria.
Сохраняя ритм классического аргентинского танго, музыканты и художники создали проект в жанре пост-модерн. Музыка и визуальный ряд представляют различные аспекты истории Аргентины — милонгерос, гринго, футбола, Африки, иммигрантской культуры. 

***

Кинематограф

Начиная с 1990-х гг. в мировой киноиндустрии (включая США, Европу, Азию, Россию) используется тема танца танго. Как правило, цитаты «о танго» в этих случаях не совсем точны, танец часто изображается так, как представляет его режиссер, в качестве музыки использованы другие эстрадные композиции, по мнению продюсеров, более понятные массовому зрителю.

В 2000-е гг. в Аргентине было снято несколько ярких кинолент о танго. В 2010-е гг. наметилась тенденция производства интернациональных фильмов о танго, где аргентинская сторона представляет максимум фактов и уточнений. Рассмотрим несколько картин 21 века, посвященных аргентинскому танго и его персоналиям.

yo_no_se_que_me_han_hecho_tus_ojos-139222931-mmed«Я не знаю, что со мной сделали твои глаза»  (Yo no sé qué me han hecho tus ojos) — 2003 г. — фильм, снятый режиссерами Серхио Вольфом и Лореной Муньос. Сюжет картины почти дословно рассказывает о жизни и творчестве певицы Ады Фалькон, блестящей исполнительницы аргентинского танго и музе Франсиско Канаро. Название картине дал известный танго-вальс, который композитор написал в честь сеньориты Фалькон. Темперамент певицы и почти фантастическая история отношений с Канаро, одним из ключевых композиторов «золотого века» танго, придает фильму не только художественную, но и важную историческую ценность.  Создатели фильма сделали его частично документальным, частично художественным — в кадре появляется реальная Ада Фалькон, отвечающая на вопросы интервьюеров.

***

ultimo-bandoneon-1Последний бандонеон (El ultimo Bandoneón) — 2003 г. — фильм Алехандро Садермана о юной Марине Гайотто, которая приняла решение научиться играть на бандонеоне. Она зарабатывает на жизнь, играя в метро и электричках, но при этом мечтает создать свой собственный оркестр típica. В процессе обучения она встречается с известными музыкантами, ездит по музыкальным фестивалям, принимает участие в прослушиваниях. Мечта юной бандонеонистки — старинный бандонеон Doble A, классический инструмент, созданный в начале 20 века. Фильм интересен не только отсылками к истории музыки танго, но и яркой иллюстрацией жизни мечтающей молодежи, прекрасно передает атмосферу Буэнос-Айреса, подробно выхватывает обстановку старинных зданий и залов, улиц, летних фестивалей. Работа получила множество кино-наград.

***

%d0%b1%d0%b5%d0%b7-%d0%bd%d0%b0%d0%b7%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%8f-15Бар Эль Чино (Bar «El Chino») — 2003 г. — фильм Даниеля Бурака об одной из самых таинственных историй, связанных с известным танго-баром «Эль Чино», расположенном в Буэнос-Айресе. По сюжету Мартина, режиссер, собирается снять документальный фильм о баре, в котором можно было встретить все — любовь, дружбу, искусство, смысл жизни. В ходе поисков она встречает Хорхе, который почти закончил аналогичный фильм, но приостановил съемки по экономическим причинам. После встречи друг с другом, Мартина и Хорхе принимают решение сделать фильм вместе и начинают поиски, встречаясь с людьми, так или иначе связанными с танго.

***

1633-tango-un-giro-extrano_168Танго — странный поворот (Tango, un giro extraño) — 2004 г. — документальный полнометражный фильм Мерседес Гарсиа Гевара, посвященный новому поколению танго-певцов, музыкантов, композиторов и танцоров. Картина рассказывает о жизни четырех молодых тангерос: комозиторах Acho Estol и Fernando Otero, певице Dolores Solá, создательнице группы  La Chicana jи молодом танцоре Juan Fossati. Артисты рассказывают о своих отношениях и ощущениях от культуры танго, исполняя музыку и танцуя на протяжении фильма. Фильм можно рекомендовать ценителям атмосферы танго-сообщества в Аргентине, исследователям культуры танго, его стилей, интерпретаций, эволюции.

***

el_ultimo_aplauso-784325036-largeПоследние аплодисменты (El último aplauso) — 2009 г. — аргентинско-немецкая лента режиссера Германа Краля. Фильм посвящен группе танго-певцов Буэнос-Айреса, игравшей в начале 2000-х гг. в одном из известных баров Буэнос-Айреса «Эль Чино». В 2001 г. хозяин бара умер при странных обстоятельствах, и вскоре и сам бар, и его музыкальные «звезды» были забыты. «Последние аплодисменты» посвящены творческому пути танго-исполнителей, охватывая период их успеха и начало экономического кризиса в Аргентине. Кроме того, фильм касается философской темы самоощущения артистов, смысл жизни которых — петь на публике, потому что танго — это все, что у них есть.

***

homero_manzi_un_poeta_en_la_tormenta-724882165-largeОмеро Манси — поэт, попавший в шорм (Homero Manzi, un poeta en la tormenta) — 2009 г. — документальный фильм Эдуардо Спагнуоло. Сюжет посвящен биографии поэта, журналиста, радио-либретиста, политика и ученого Омеро Манси — начиная с момента его рождения и до его его смерти. Омеро Манси был визвестным творцом в мире танго, создав такие значимые композиции, как Barrio de tango, Malena, Sur y Milonga sentimental. Его политическая деятельность, направленная против военного режима, также оставила след в истории. Аргентинские кинокритики высоко оценили работу режиссеру, отметив большую работу по поиску фактов из жизни Манси, одного из важнейших героев страны.

***

tango-libre-afficheТанго свободы (Tango libre) — 2012 г. — художественный фильм Фредерика Фонтейна, изысканно обыгрывающий отдельные характеры людей, танцующих танго. Фильм снят динамично, сюжет балансирует на грани драмы и комедии. Главные герои не похожи друг на друга, но их связывает танец танго — проявляясь в своих различных аспектах, психологически тонких, неожиданных или забавных. Действие картины в основном происходит во французской тюрьме, где последовательно в фокусе внимания оказываются — полицейский, женщина, которая навещает одного из заключенных, ее маленький сын, сам заключенный и некий преступник по прозвищу «аргентинец». Примечательно, что кроме профессиональных актеров, в картине принял участие танцор танго Мариано «Чичо» Фрумболи, благодаря которому танго-сцены картины получились особенно яркими.

***

un-tango-mas-c_6725_poster2Еще одно танго / Последнее танго (Un tango más) — 2015 г. — еще одна картина режиссера Германа Краля. Фильм снят на основе интервью с танцорами танго Хуаном Карлосом Копесом и Марией Ниевес , начавшими свой трудный путь в танго еще в 60-е гг. в фильме приняли участие — Джоана Копес (дочь Хуана Карлоса), Леонардо Куэлло, Алехандра Гутти, Хуан Малисия, Панчо Мартинес Пей, Мария Ниевес, Пабло Верон, Айелен Альварес Миньо. Кроме документальных съемок, в фильме использованы художественный приемы реконструкции основных этапов жизни танцоров, их взаимоотношений, перерывов в творчестве, возвращениям на сцену. Критики отмечают, что картина не состоялась бы без решения главной героини, Марии Ниевес, рассказать о личных переживаниях и отношениях со своим партнером и миром танго.

Чемпионат Мира по Аргентинскому Танго

maxresdefault-1Чемпионат Мира по Аргентинскому Танго (El Campeonato Mundial de Baile de Tango), или иначе, Мундиаль (от исп. mundial — мировой) — международный конкурс среди танцоров танго, который появился в августе 2003 года в Буэнос-Айресе и проводится ежегодно до наших дней. Чемпионат был утвержден мэром города Анибалем Ибарра, как праздничное общекультурное мероприятие. В нем могут принять участие танцоры из любых городов и стран, участие бесплатное и для любителей, и для профессиональных артистов. Регламент чемпионата не предусматривает никаких ограничений для манеры танцевания  или для состава пары (участвовать могут пары любого возраста и любого гендерного состава). Однако есть разделения на жанры  — отдельно проводится конкурс tango de pista (импровизационное танго для милонг, для танцпола в клубах и т.д.) и tango escenario (заранее подготовленное шоу, которое используется чаще в спектаклях).  По правилам первой номинации, tango de pista — пары танцуют в ронде (против часовой стрелки, как на милонге), и музыка им заранее не известна. В ронде участвует от трех до десяти пар, если участников в номинации больше, последовательно танцуют несколько ронд. Правила второй номинации, escenario, предусматривают сольные номера каждой пары. В состав жюри в разные годы входили исследователи танго, преподаватели Национальной Академии Танго, известные танцоры и хореографы Буэнос-Айреса.

Adán Jones

Номинация tango de pista, 2016

Чемпионат проводится уже более десяти лет, и в нем традиционно принимают участие танцоры из США, Италии, России, Китая, Чили, Уругвая. В финал автоматически проходят победители чемпионатов, проведенных от имени Мундиаля, непосредственно на территории стран-участников. Аргентинские танцоры приезжают на чемпионат в Буэнос-Айресе, как правило, после победы на местных чемпионатах, в аргентинских провинциях. Призом для победившей пары в tango de pista или tango escenario является денежная премия, равная примерно 8 тыс. долларов США.  Победа в конкурсе, как показала практика, является хорошей возможностью для танцоров начать международную карьеру, в частности, заключить контракты с театрами, оркестрами, киностудиями или же начать преподавательскую деятельность. В «классификаториях», начальных этапах, как правило, принимают участие любители, не стремящиеся выйти в финал, но желающие принять участие в празднике. В целом, Чемпионат танго в Буэнос-Айресе является большим фестивальным мероприятием, на котором можно увидеть множество манер танцевания, познакомиться с танцующими горожанами, посетить специальные фестивальные милонги.  Кроме того, во время чемпионата проводятся концерты танго, выступления оркестров и вокалистов.

Победители Чемпионата нескольких последних лет
melisa-sacchi-y-cristian-palomo-campeones-del-mundial-de-tango-2016-categoria-tango-salon-4Tango de pista: Maria Ines Bogado y Sebastian Ariel Jimenez, Аргентина (2010), Diego Julian Benavidez Hernandez y Natasha Agudelo Arboleda, Колумбия (2011), Paola Florencia Sanz y Facundo de la Cruz Gómez Palavecino, Аргентина (2012), Jesica Arfenoni y Maximiliano Cristiani, Аргентина (2013), Sebastián Acosta y Lorena González Catáneo, Аргентина (2014), Jonathan Saavedra y Clarisa Aragón, Аргентина (2015), Cristian Palomo y Melisa Sacchi, Аргентина (2016), Germán Ballejo y Magdalena Gutiérrez, Аргентина (2017).
Tango escenario: Diego Ortega y Chizuko Kuwamoto, Япония (2010), Solange Acosta y Max Van De Voorde, Аргентина (2011), Cristhian Sosa y María Noel Sciuto, Аргентина (2012), Guido Palacios y Florencia Zárate Castilla, Аргентина (2013), Juan Malizia Gatti y Manuela Rossi, Аргентина (2014), Ezequiel Jesús Lopez y Camila Alegre, Аргентина (2015), Hugo Mastrolorenzo y Agustina Vignau, Аргентина (2016), Axel Arakaki y Agostina Tarchini, Аргентина-Япония (2017).

На видео: финальная ронда Чемпионата, номинация tango de pista, 2015 

***

Международный конкурс танго-оркестров

sin-fin

Лого Tango sin Fin

После окончания нулевых, ознаменовавшихся интересом к аргентинскому танго, как к танцу и образу жизни (посещению милонг, уроков), в 2010-х аргентинское танго «заговорило» с профессиональными музыкантами. В 2013 году в Буэнос-Айресе было создано объединение Tango Sin Fin («танго без конца/без границ»), ставящее своей целью «сохранение, продвижение и развитие культуры исполнения аргентинского танго, проведение семинаров и уроков для профессиональных музыкантов».

Творческое объединение представило множество методических видео, встреч между профессионалами, обсуждений и предложений. В 2017 году, 18 февраля в Буэнос-Айресе состоялся первый Международный конкурс среди танго-оркестров под эгидой объединения Tango Sin Fin.  По результатам конкурса, в пятерку лучших вошли оркестры: Orquesta Utópica (Росарио, Аргентина), La Máquina Invisible (Росарио, Аргентина), Dúo Sanchez-Martinini (Буэнос-Айрес, Аргентина), La Guardia Nueva (Буэнос-Айрес, Аргентина) и Sexteto Murgier (Ла Плата, Аргентина).  По задумке организаторов, конкурс должен ежегодно открывать новые коллективы и имена исполнителей, ставящих своей целью как сохранение уникальной стилистики исполнения аргентинского танго, так и поиск нового «живого» звучания.

На видео: танго Contracorriente, исполняет Orquesta Utópica, 2016 г. 

***

За свою более, чем 100-летнюю историю, аргентинское танго не раз претерпевало изменения — но эти изменения делали его сильнее и многограннее, при этом не затрагивая его сути и узнаваемого характера. Сегодня танго проникает на все континенты, привлекая огромное количество людей — и как и сто лет назад, в числе его поклонников оказываются и консерваторы, и модернисты. С каждым днем мир танго открывает что-то новое — и с каждым днем все большее количество людей разных профессий, возраста и убеждений становятся частью этого мира, складывая увлекательную мозаику его истории.

В начало. История танго >>>

Главные события: Танец танго популярнее, чем музыка — Школы танго в Европе, Азии и США — Ренессанс «старых» стилей танца — Ренессанс записей «золотого века» музыки танго -Танго «для туристов» (шоу и театры в Буэнос-Айресе) — Конференции об истории танго — Международный чемпионат танго —  Оркестры из Европы и России — Электронные аранжировки — Youtube и веб-ресурсы о танго — Видео-уроки танго — Изучение биомеханики танца — Интерес к созданию современных оркестров «типика» — Милонги в крупных городах мира

Имена: Jorge Raul Bravo, Maria del Carmen, Jorge Dispari, Pablo Verón, Horacio Godoy, Gustavo Naveira, Mariano «Chicho» Frúmboli, Moira Castellano, Javier Rodriguez, Geraldine Rojas, Andrea Missé, Gotan Proyect, Ariel Ardit

Один ответ на “2000-2010-е. Наши дни

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s