Как танцевали танго в эпоху рок-н-ролла?
На фото выше: танцоры танго Глория и Эдуардо Аркимбау, во время выступления на сцене.
Во второй половине 1950-х гг. во многих аргентинских домах появились телевизоры. В то время ТВ-индустрия только начинала развиваться, и вещание длилось не более двух-трех часов в день. Однако телевидение Буэнос-Айреса ставило перед собой задачи представить аргентинскую культуру максимально современной. Так на экранах появились шоу, где молодые исполнители пробовали себя в новых жанрах — рок-н-ролле, свинге, поп-музыке. Влияние США было очень велико, и «новая волна», как ее тогда называли, захлестнула городские клубы и концертные залы. Это было время, когда аргентинское танго покинуло свой пьедестал и перешло в разряд музыки старшего поколения.
На видео: отрывок из фильма 1963 г., Аргентина. Сценка, изображающая отношения танго и поп-музыки — как сравнение двух поколений.
***
Молодежь не слушала танго, но в 1960-е гг. танго стало предметом серьезных культурных исследований. Тексты танго, содержащие lunfardo (лунфардо) — жаргон портеньос, вошли в библиотеку Академии Лунфардо Буэнос-Айреса/Аргентины (Academia Porteña del Lunfardo), которая была создана в 1962 г. несколькими энтузиастами. Руководителями Академии были журналист Хосе Барсия (в 1962-1981 гг.), лингвист Маркос Аугусто Морининго (в 1981 — 1985 гг.), музыкант Себастьян Пиана (в 1985-1994 гг.), журналист и автор словарей лунфардо Хосе Гобелло (в 1995-2013 гг.) Сегодня Академией управляет сеньора Отилия Да Вейга.
В эти же годы вышло много книг и исследований Карлоса Веги, крупнейшего исследователя аргентинской национальной музыки и в частности, аргентинского танго. Также одним исследованием танго в то время занялся поэт и писатель Орасио Феррер (Horacio Ferrer), который сыграл большую роль в жизни танго в 1960-1970-х гг., поддерживая танго-сообщество. Его творчество, как поэта, а также сотрудничество с Астором Пьяццолой стало частью танго-культуры. Позже, в 1990 г., Орасио Феррер станет основателем Национальной Академии Танго Республики Аргентина.
Исполнители танго в 1955-1960 гг.
Однако новые технологии все еще были на стороне тангерос. В 1950-1960-х крупные танго-композиторы, такие. как Франсиско Канаро, Освальдо Пуглиесе, Родольфо Бьяджи, Анибаль Тройло продолжали свою творческую деятельность. Они не только записывали свои новые танго, но и активно работали с молодыми музыкантами и артистами. Концерты танго теперь можно было давать на всю страну, благодаря телепередачам, например. Танго продолжила петь Либертад Ламарке , параллельно с ее концертами, были очень успешны выступления Мерседес Соса (Mercedes Sosa), на долгие годы ставшей символом аргентинской культуры, фольклора и аутентичного танго. Мерседес нравились старинные напевы, игра на барабанах, гитарное звучание. Позже, в 1970-х, когда в моду войдет культура хиппи, Мерседес Соса почти полностью перейдет на исполнение народной аргентинской музыки. Тем не менее, в историю танго Мерседес вошла как одна из величайших исполнительниц своего времени.
На видео: Мерседес Соса и Роберто Гойенече, танго Los mareados (автор танго — Хуан Карлос Кобиан)
***
Роберто Гойенече (Roberto Goyeneche) — певец танго, завоевавший большое уважение публики и танго-оркестровв 1950-х гг. Роберто Гойенече с юности носил прозвище El Polaco, т.е. «поляк», за свои светлые, в юности, волосы, но по происхождению был испанцем. Он пел танго с 18 лет, однако будучи взрослым человеком, зарабатывал на жизнь водителем автобуса. Известно также, что даже работая с известными оркестрами, выступая на сцене и записывая новые танго, Гойенече продолжал работать на своем маршруте 219 (ныне «19»). Гойенече обладал уникальной манерой исполнения, при этом не имел академического музыкального образования.
На видео: Pichuko&El polaco (Анибаль Тройло и Роберто Гойенече), 1950-е.
***
Хулио Соса (Julio María Sosa Venturini) — уругвайский певец танго, получивший известность в 50-60 гг. в Буэнос-Айресе. Был исполнителем танго, в том числе, из репертуара Карлоса Гарделя и новых романсов, написанные современниками. Среди них: En esta tarde gris, María, Mala suerte, Mano a mano, Guapo y varón. Как и его коллеги — Роберто Гойенече, Мерседес Соса и Либертад Ламарке — он ссчитается одной из важнейших исторических фигур в танго, сумевших сохранить аутентичность исполнения в сложные времена, когда аргентинское наследие, казалось бы, теряет свою значимость.
На видео: Хулио Соса исполняет танго Mano a mano из репертуара Карлоса Гарделя.
Танго в те времена исполняли только настоящие энтузиасты. Концерты проходили в небольших клубах, «тангериях», куда приглашались небольшие оркестры, певцы. певицы и публика, знающая толк в танго-романсе.
Оркестры и композиторы танго
В 1950-е, 1960-е многие оркестры продолжали выступать в танго-салонах. Среди них — Франсиско Канаро, Освальдо Пуглиесе, Родольфо Бьяджи, Орасио Сальган. Продолжал работать Анибаль Тройло (Pichuco), который в 1960-е писал много танго и был дружен со многими музыкантами. Его лучшим другом стал Роберто Гойенече, кроме того, Тройло активно работал с такими исполнителями, как Тито Рейес, Рауль Берон, Хорхе Касаль. Интересно, что именно в традиционалистском оркестре Анибаля Тройло начал свой путь талантливейший новатор, в ту пору — молодой бандонеонист Астор Пьяццола.
Астор Пьяццола (Astor Piazzola) родился в 1921 г. в семье итальянских эмигрантов в городке Мар дель Плата, Аргентина. Его отец играл на скрипке в джазовом оркестре в США, и большую часть своего детства Астор провел среди джазистов. Кроме того, юный Астор часто слушал произведения Иоганна Себастьяна Баха. Ребенка с детства учили музыке, подростком он пробовал себя в игре на бандонеоне. Любопытно, что в 1934 г. маленький Пьяццола случайно познакомился с Карлосом Гарделем, во время съемок фильма El día que me quieras («Когда ты меня полюбишь») на Манхеттене. Ребенок был статистом на площадке, но успел показать Гарделю свою игру на бандонеоне. Гардель сказал ему: «Ты отлично играешь, но играешь, как итальянец, а не аргентинец». В то время маленький Астор даже не понял, с кем общается. Позже Пьяццола не раз говорил об этой встрече, пытаясь представить, что было бы, если бы ему удалось поработать с известным певцом.
Астор Пьяццола вернулся со своей семьей в Аргентину в 1937 г. Его по-настоящему увлекло танго. В начале своего творческого пути, он, в том числе, играл на бандонеоне в оркестре Анибаля Тройло. Совместное творчество дало феноменальные результаты, однако Тройло был строг и не одобрял манеру исполнения Пьяццолы, который старался найти «новое звучание». В итоге Пьяццола почувствовал необходимость развиваться по-другому и в конечном итоге, уехал в Париж учиться музыке у композитора и преподавателя Нади Буланже (Juliette Nadia Boulanger) . Уже создавая свои новаторские танго, Пьяццола вернулся в Буэнос-Айрес в 1955 г., в разгар очередного политического переворота. Пережив множество волнений в своей жизни, Пьяццола шагнул в 1960-е, 1970-е и 1980-е. Сегодня Пьяццола — классик симфонического танго. Его произведения признаны мировыми шедеврами и исполняются в филармониях, консерваториях, концертных залах по всему миру. Визитные карточки Астора Пьяццолы: танго Oblivion, Libertango, Cuatro Estaciones Porteñas, Milonga del Angel, Adiós Nonino (танго, посвященное прощанию с отцом). Астор Пьяццола много работал над созданием симфонической версии аргентинского танго. Его работы предназначались для сцены, для концертов, но не для танцевания на милонгах — для этого его музыка была слишком авангардной.
В 1967 году Астор Пьяццола написал музыку для поэмы Орасио Феррера «Баллада для сумасшедшего» (Baláda para un loco). Это танго с успехом исполнил Роберто Гойенече, а позже с ним выступали и другие исполнители. «Баллада…» , как и многие танго, посвящена Буэнос-Айресу и очень поэтично описывает настроения и взаимоотношения жителей города, по-видимому, таких же художников и поэтов, как авторы произведения.
На видео: танго Baláda para un loco, музыка Astor Piazzola, слова Horacio Ferrer, исполняет Roberto Goyeneche.
***
Еще одна громкая премьера Пьяццолы состоялась в 1968 г. Вместе с поэтом Орасио Феррером он создал музыку к спектаклю, который стал первой в мире танго-оперой — «Мария из Буэнос-Айреса» (Maria de Buenos Aires). Сегодня эту оперу с успехом ставят в театрах всего мира, европейские критики отзываются о ней как о «сюрреалистичном, живом, незабываемом путешествии в тайные смыслы аргентинского танго». Эта опера появилась в свое время, когда поэты-шестидесятники и битники в США пытались раздвинуть границы реальности и увидеть что же там, за ней, за привычным укладом жизни — именно в это время поэт Феррер и композитор Пьяццола представили свое видение прошлого и будущего, сложного и простого, жизни и смерти в своем новом произведении. Несомненно, в нем отразилось и то, что Аргентина почти никогда не жила «привычным укладом», переживая все новые и новые изменения с каждым десятилетием.
На видео: опера Maria de Buenos-Aires, постановка 2011 г., музыка А.Пьяццола, стихи О.Феррер.
***
Одним из активно работающих композиторов в 60-х гг. оставался также Орасио Сальган (Horacio Salgán), пианист и композитор танго, в начале своего творчества он много работал с известными оркестрами. В 1936 г. он был приглашен в оркестр Роберто Фирпо, в этом же году начал сотрудничество с оркестром Мигеля Калó. В период 1940-1950-х Сальган пробовал себя в сотрудничестве с Астором Пьяццолой, несколько раз собирал оркестр, выступал на радио. В 1976 г. Орасио Сальган представил публике свое музыкальное шоу Oratorio Carlos Gardel длительностью 42 минуты, в котором использовал поэзию Орасио Феррера, танго-оркестр, хор, аргентинскую самбу, милонгу и маламбо. За свою творческую жизнь (1916-2016) Орасио Сальган записал более 400 музыкальных произведений, в том числе, аранжировок и авторских танго.
***
Мариано Морес (Mariano Mores, настоящее имя Mariano Alberto Martínez), пианист и композитор танго, создал свои самые известные произведения в период 1940-1960-х гг. Вместе с поэтом Энрике Сантомом Диссеполо он создал танго Uno (1943), Sin palabras (1946) и Cafetín de Buenos Aires (1948). С поэтом Контурси были написаны танго En esta tarde gris (1941), Tu piel de jazmín (1941), Grisel (1942) и Cristal (1944). В пятидесятых он был соавтором нескольких поэтов, например, с Катуло Кастижо (Cátulo Castillo) они создали танго La calesita (1953) и El patio de la morocha(1951) , с Омеро Манси — Una lágrima tuya (1949) . Кроме того, Морес принял участие в нескольких кинофильмах (Corrientes, calle de ensueños и La Doctora quiere tangos с актрисой Миртой Легран, 1949 г. ) В 1953 г. специально для фильма La voz de mi ciudad он записал милонгу («быстрое танго»), которое стало одним из самых известных его работ, Taquito militar. В 60-х гг. Мариано Морес был приглашен участвовать в нескольких ТВ-передачах, посвященных его творчеству.
Интересно, что Морес создал так называемый «современный танго-оркестр», секстет, состоящий из органа, электрогитары, синтезатора, ударных и бас-гитары. Позже его идеи использовали другие молодые оркестры.
На видео: отрывок из фильма «Голос моего города» (La voz de mi ciudad), милонга Taquito militar, музыка и исполнение на пианино — Мариано Морес.
Танго в Японии
Конец 1950-х и 1960-е гг. удивительным образом связали танго с Японией. В Аргентине танго почти никто не слушал, в то время как в Японии оставались ценители, хранившие пластинки и записи, привезенные из Парижа. Отступая назад, нужно сказать, что еще в 1920-х гг. в Токио начали танцевать и слушать танго благодаря барону Цунайоши Мегата, путешественнику и меценату, основавшему в Токио академию танго.
Спустя тридцать лет, в 1952 г. в Буэнос-Айрес приехала японская певица Ранко Фуджисава (Ranko Fujisawa) со своим мужем Симпеем Хаякава. Японская чета была приглашена на аргентинское радио, чтобы ответить на вопросы изумленных аргентинцев.
На тот момент госпожа Фуджисава не знала испанский язык и в Японии исполняла танго «на слух», однако ее путешествие в Аргентину должно было качественно изменить ее карьеру. В дальнейшем Ранко Фуджисава выпустила несколько пластинок, приняла участие в съемках фильма Viaje de una Noche de Verano, в 1965 г. и также активно содействовала продвижению танго в Японии.
В 1954 г. в Токио отправился оркестр Хуана Канаро, брата Франсиско Канаро. Чуть позже с гастролями в Японию отправятся оркестры Франсиско Канаро и Освальдо Пуглиесе, а с ними аргентинские танцоры и певцы. Как показывает история, Япония всегда с большим интересом относилась к культурным феноменам других стран, стремилась изучить их как можно подробнее, а носителей культуры встретить с большим почетом. То же случилось и с танго-оркестрами — нигде в мире не аплодировали аргентинскому танго в 1960-х и 1970-х сильнее, чем в Стране Восходящего Солнца.
Интересно, что этот интерес не был преходящим. В Японии в 1960-х сформировались собственные оркестры танго, появились исполнители, выступавшие на центральном телевидении. Несмотря на свою отдаленность от Южной Америки, Яппония внесла свой вклад в материальную и культурную поддержку аргентинских музыкантов и позже, в 1980-х, активно приняла участие в возрождении интереса к танго в Европе и США.
На видео: танго En esta tarde gris, исполняет оркестр Сакамото, 1960-е гг.
Кино, театр и телевидение
Как ни парадоксально, но именно ТВ-программы и кинофильмы, «из-за которых» танго ушло в архивное гетто, стали его хранилищем и спасением. Это еще раз подтверждает, что новые технологии никогда не были врагами для танго — они только расширяли его возможности. В 1960-е гг., когда обычные горожане перестали ходить на милонги, хранителями этой культуры стали артисты, профессиональные танцоры, начинавшие свою карьеру в варьете, луна-парках и развлекательных телевизионных шоу.
Среди телевизионных передач стоит отметить такие шоу, как Grandes Valores del Tango , Te canto Buenos Aires и Soy porteño. Их гостями были оркестры Тройло, Пуглиесе, Д’Арьенцо и оркестры Пьяццолы (Quintet Real, Quintet Nuevo).
Grandes Valores del Tango («Великие ценности танго») — телепередача, первые выпуски которой появились на аргентинском телевидении в 1951 г. Программа начала выходить в конце 1963 г. на Канале 9 под руководством Уго де Карриля (Hugo de Carril). В 1972 г. ее ведущим стал Сильвио Сольдан (Silvio Soldán), который продолжил работу над ней почти тридцать лет. В 1975 г. программа сменила название на «Великие ценности — вчера и сегодня», после чего в телестудию стали приглашать не только исполнителей танго, но и представителей других жанров.
Визуальная массовая культура также стала стимулом для демонстрации собственно танца, не только музыки (как это происходило с радио и дисками). На сцене и на телевидении стали появляться молодые талантливые танцоры, мечтавшие сделать хореографическую карьеру. В историю танго вошли, например, Мария Ниевес и Хуан Копес, Глория и Эдуардо Аркимбау.
В 1956 году пара молодых танцоров Мария Ниевес и Хуан Карлос Копес (María Nieves y Juan Carlos Copes) поставили танец, основанный на музыке Пьяццолы. В 1962 году пара выступила на Бродвее в США, между 1962 и 1964 гг. они участвовали в шоу Эда Салливана в эпизодических ролях. Ниевес и Копес хорошо ладили с Астором Пьяццолой и говорили в интервью, что их цели похожи — им троим хочется нести ритмы танго и культуру танго в большой мир. В юности танцоров вдохновляла культура танго и возможность путешествовать (они побывали на гастролях в США, Венесуэле, Мексике, Колумбии, Бразилии, Кубе). Спустя десять-пятнадцать лет Мария Ниевес и Хуан Копес станут не просто танцорами, но и преподавателями аргентинского танго, легендарными шоуменами и бесспорными авторитетами в мировом танго-сообществе. В 2015 г. на основе их биографии был снят фильм «Еще одно танго» (в европейском прокате Our last tango) — (Un tango más), посвященный сложной личной жизни и творчеству танцоров.
На видео: отрывок из фильма «Это моя Аргентина», 1974 г. Танго танцуют Хуан Копес и Мария Ниевес.
***
Вторая заметная пара этого времени — Глория и Эдуардо Аркимбау (Gloria y Eduardo Arquimbau). В отличие от Копеса и Ниевес, в начале своей карьеры эта пара предпочитала ставить танцы под традиционное танго Франсиско Канаро. Танцоры активно снимались в кино, в эпизодах и как центральные персонажи, с удовольствием принимали участие в телевизионных шоу. В 1961 г. вместе с оркестром Канаро они отправились в тур в Японию, в Токио. Любовь Японии к танго в те времена была жива, как никогда. Оркестр и танцоров ждал бурный успех. Чета Аркимбау объездила множество стран Европы, Азии, выступала в США и России. Встречались со многими великими композиторами танго, сотрудничали, помимо оркестра Канаро, с оркестром Освальдо Пуглиесе. Интересно, что в 1973 году Глория и Эдуардо провели семь месяцев в Москве, чтобы принять участие в съемках советской комедии «Эта забавная планета» с Леонидом Куравлевым, Екатериной Васильевой и Савелием Крамаровым в главных ролях. Аргентинская пара исполнила танго в одном из эпизодов этого фильма, демонстрируя, по сюжету, эмоциональность «землян» по сравнению с «пришельцами».
На видео: отрывок из фильма «Эта забавная планета», 1973 г., СССР. Танцуют Глория и Эдуардо Аркимбау.
***
На видео: отрывок из кинофильма, 1955-1960 гг. Аргентина. Танцуют Глория и Эдуардо Аркимбау. Звучит танго Halcon Negro, композитор Francisco Canaro
***
Говоря о кинематографическом танго, нельзя не упомянуть испанскую актрису и певицу Сару Монтьель (Sara Montiel), репертуар которой наполовину состоял из классических танго-романсов. В 1960 г. Сара Монтьель сыграла главную роль в фильме «Мое последнее танго» (Испания-Аргентина). Действие фильма разворачивается в Буэнос-Айресе 1920-х гг., и среди персонажей, в эпизодах, даже появляется «Карлос Гардель«. Сама актриса, сыгравшая главную роль в этом фильме, и во многих последующих исторических картинах, не раз возвращалась к танго-образам и даже создала некий «кино-штамп» тангеры в узком обтягивающем платье с высоким разрезом на подоле (образ многократно использовался потом в танго-шоу). Правда, нужно отметить, что в этих фильмах не принимали участие аргентинские оркестры — в качестве саундтреков использовались только аранжировки испанских композиторов. Тем не менее, Сара Монтьель на протяжении всей карьеры с большим уважением относилась к культуре Аргентины и старалась воспроизводить тексты танго с вниманием к деталям, понимая, что ее роли могут повлиять на имидж аргентинского танго во всем мире.
Именно в 1960-1970-е гг. в в Европе, США и Азии сформировался образ танго, как чего-то элегантного, старинного и богемного. Танго совершенно перестали осуждать — напротив, теперь оно казалось слишком чопорным. Молодежь всего мира узнавала слово «танго» только из телевизионных передач. Потребовалось время, чтобы танго снова завоевало внимание публики.
Имена эпохи: Troilo, Piazzola, Salgán, Pugliese, Grela, Rivero, Sosa, Ahumada, Mori, Leopoldo Federico, Stampone, Francini, Bayour, Pansera, Demarco, Carlos García, Varela, Goyeneche, Lamadrid, Majul, Gobello.
Произведения: La última curda, Fugitiva, La calesita, Tanguera, Adiós Nonino, Danzarín, Qué falta que me hacés, Milonguero triste, El último café, A Homero, Jacinto Chiclana, Verano porteño, Un lobo más, Operita María de Buenos Aires, Balada para un loco, Sueño de barrilete, La biandunga, Chiquilín de Bachín, Contáme una historia, Mi ciudad y mi gente, Café La humedad.
2 ответ. на "1955-1975.Модернизация"
Обсуждение закрыто.