Танго плачет и смеется, умирает и воскресает — вместе с народом Аргентины.
Два особенных десятилетия предопределили место аргентинского танго в мировой культуре. В 1930-1940-х гг. Аргентина переживала один из самых сложных периодов своей истории. После свержения демократического лидера Иполито Иригойена в стране воцарилась военная диктатура. Тридцатые называли «проклятыми» — неоднократно прекращалось действие конституции, на улицах применялись законы военного времени, ко всем печатным изданиям и музыкальным произведениям применялась жесткая цензура. Многие музыканты того времени были настроены революционно, что чувствовалось в их произведениях и особенно — в текстах песен.
Когда в 1943 г. к власти в Аргентине пришел Хуан Доминго Перон, сотни артистов поддержали его. Сороковые годы запомнились аргентинцам временем интенсивной работы на экспорт, новыми рабочими местами, верой в светлое будущее — и новыми танго, настолько узнаваемыми, что их часто обозначают короткой приставкой las cuarentas («сороковые»), или иначе, «золотой век».
Композиторы танго
«Золотой век танго» получил свое название за появление танго-классиков, чья музыка и поныне звучит свежо, актуально, и более того, является примером для подражания молодым танго-оркестрам. Это время подарило нам таких композиторов, как Анибаль Тройло, Хуан Д’Ариенцо, Карлос Ди Сарли, Мигель Калó, Альфредо Гобби, Анхель Д’Агостино, Рикардо Тантури, Освальдо Пуглиесе. Их произведения и сейчас звучат на городских милонгах в Буэнос-Айресе и по всему миру. Интерес представляет творчество многих композиторов того времени, остановимся же на самых звучных именах.
Анибаль Тройло (Aníbal Troilo) снискал славу сначала как талантливый бандонеонист, взявший лучшее от своих предшественников, Маффиа, Ортиса и Лауренса. В 1930-х он экспериментировал в оркестрах своих талантливых современников, в 1940-х создал уникальную манеру исполнения, близкую по духу к традиционалистам, но при этом яркую и самобытную, как произведения эволюционистов.
Слушать: танго Sur, музыка Aníbal Troilo, вокал Edmundo Rivero, слова Homero Manzi, 1948
Карлос Ди Сарли (Carlos Di Sarli) — уникальный композитор, добившийся гармонии ритма и мелодии в танго. Его танго имеют собственный, узнаваемый характер. Считается, что на начальном этапе на его творчество повлиял Освальдо Фреседо, позже он перенимал идеи Канаро и Фирпо, однако в 1940-х Ди Сарли создал свою музыкальную линию, которой, в свою очередь, стали подражать и которую сегодня ставят, как классический пример танго «золотого века».
Слушать: танго A la gran muñeca, оркестр Carlos Di Sarli, музыка Jesús Ventura, 1945
Хуан Д’Aриенсо (Juan D’Arienzo) (или чаще Д’Арьенцо), в «золотые годы» привлек внимание публики своим темпераментным, ритмичным танго, созданным для того, чтобы танцевать. Благодаря его творчеству, интерес к танго, как к танцу, вернулся в 1940-х на киноэкраны и танцевальные салоны.
Слушать: танго Paciencia, музыка Juan D’Aarienzo, 1937
Освальдо Пуглиесе, или чаще Пульезе (Osvaldo Pugliese) был, в своем роде, революционером танго. Авангарда в танго тогда еще не существовало, однако предшественником его стал именно Пуглиесе. Он первым создал танго, которое приблизилось по строению к небольшому симфоническому скерцо (по мнению П.А.Пичугина), непрерывной, подчеркнуто танцевальной форме, с акцентами на 5-ю, 6-ю, 8-ю шестнадцатые доли такта 2/4. При этом Пуглиесе также играл милонги, и стремился сохранить «креольский» дух и ритм танго, соединяя его с собственным новаторством.
Слушать: танго La yumba, музыка Osvaldo Pugliese, 1946
Анхель Д’Агостино (Angel D’Agostino) в 1940-х не был так популярен, как Д’Арьенцо или Ди Сарли, но нашел признание среди танцоров танго в течение последующих пятидесяти лет. Как музыкант, Д’Агостино работал с яркими вокалистами своего времени, такими, как Анхель Варгас, Рауль Лавье, Роберто Альвар, Рикардо Руис. Известно, что музыку Д’Агостино ценила Ева Перон, одна из самых известных женщин мировой политики и супруга президента Хуана Перона.
Слушать: танго Barrio de tango, оркестр Angel D’Agostino, вокал Angel Vargas, 1945
Альфредо Гобби (Alfredo Gobbi) — сын известнейших артистов «старой гвардии», Альфредо Эусебио и Флоры Гобби, продолжатель традиций танго. В 1930-х молодой Альфредо Гобби, скрипач, стал известен как исполнитель романтического танго, много взявшего от «школы Де Каро» и манеры Ди Сарли. А в 1940-х Гобби стал одним из известнейших исполнителей, заключивших контракт со звукозаписывающей компанией RCA-Victor.
Слушать: танго Jueves, оркестр Alfredo Gobbi, 1947
Рикардо Тантури (Ricardo Tanturi) начинал в середине 1920-х как пианист, в 1933 г. создал свой секстет для участия в кинофильмах. В 1940-х он начал сотрудничество с Альберто Кастижо (Кастильо), чей шарм и вокальный талант прекрасно оттенили музыкальные возможности Тантури.
Слушать: танго Así se baila el tango, оркестр Ricardo Tanturi, вокал Alberto Castillo, 1942
Мигель Калó (Miguel Caló) начал свой путь в 1920-х. В тридцатых годах в его творчестве чувствуется влияние Фреседо, а его творчество очень напоминает исполнение Карлоса ди Сарли. В 1940-х Кало развивает тему фортепьяно, чьи музыкальные фразы очень комплиментарны танцу, а также уделяет особое внимание ритму бандонеона и партиям скрипок. В этом ему помогают муыканты Осмар Мадерна и Мигель Нихенсонн, подарившие оркестру Кало свою яркую индивидуальность.
Слушать: танго Percal, оркестр Miguel Calo, вокал Alberto Podesta, 1943
Родольфо Бьяджи (Rodolfo Biagi) был пианистом с 13-ти лет, а в свои 15 уже был замечен известным музыкантом Хуаном Маглио, который пригласил его работать с ним. Позже Бьяджи работал со многими оркестрами, включая Хуана Канаро, Хуана Баутиста Гидо, и конечно, с оркестром Хуана Д’Арьенцо, который стал ему настоящим другом. Вместе с Д’Арьенцо они работали над развитием особого, страстного, даже слегка нервного ритма танго. Собственный оркестр Бьяджи создал в 1938, и в период «золотого века» выработал свой стиль, одновременно чистый, простой и при этом запоминающийся.
Эктор Варела (Héctor Varela) — бандонеонист, аранжировщик, композитор. Был бандонеонистом в оркестре Хуана Д’Арьенцо, которого считал одним из главных своих учителей. Варела проделал большой путь в танго-музыке в поисках звучания, которое бы позволило вывести оркестр на высокий уровень и при этом позволить публике танцевать.
Альфредо де Анхелис (Alfredo de Angelis) (Де Анжелис — в другом прочтении, прим автора) — пианист, который с юности аккомпанировал известным исполнителям, в период «радиофонии» неожиданно получил большую известность.В 1940 г. он создал собственный оркестр, который дебютировал на радио El Mundo. После этого звукозаписывающий лейбл Odeon заключил с Де Анхелисом контракт, результатом которого явились, ни много ни мало, 486 аудиозаписей в период с 1943 по 1977 гг.
Эдгардо Донато (Edgardo Donato) — скрипач и композитор танго, как и многие другие, потом итальянских эмигрантов. Донато активно работал с музыкальными группами, певцами и певицами, в 1933 году его оркестр был одним из тех, что пригласили сниматься в фильме «¡Tango!». Одним из самых известных созданных им танго стала композиция A media luz, которая принесла ему огромную популярность и была исполнена десятки раз множеством артистов и использована в различных кинолентах.
В период 1943-1955 гг. было записано множество оригинальных танго, которые в последующие годы переигрывались и интерпретировались различными оркестрами. Возможности музыкантов в это время многократно возросли. Долгоиграющие пластинки, популяризация радио, активно работающая киноиндустрия позволяла оркестрам выйти за рамки выступлений в Буэнос-Айресе и войти в каждый дом, как в Аргентине, так и в Европе и США. Важно сказать, однако, что настоящий дух танго ощущался именно в Латинской Америке, во многом благодаря тому, что именно здесь публика лучше всего понимала не только музыку, но и поэзию танго, переживавшую в то время свой расцвет.
Поэты танго
Бесконечными романтиками, отчаянными творцами,снисходительными циниками…и если хотите, летописцами своего времени стали танго-поэты, активно творившие и в сложные тридцатые, и бурные сороковые, и в новаторские пятидесятые. Среди них, например, Энрике Диссеполо, Паскуаль Контурси, Омеро Манси. Благодаря им на свет появились танго, которые с большим чувством исполнял как сам Карлос Гардель, так его преемники, новые вокалисты танго.
Несмотря на запрет использовать лунфардо в текстах танго (жаргон жителей Буэнос-Айреса) и всевозможное цензурированией, танго-романс в 1930-х гг. начал раскрываться в полной мере, изменяясь, эволюционируя, впитывая в себя все происходящее и преломляя его в призме настоящего авторского искусства.
Например, в своем танго «Cambalache»(1934), запрещенном в год создания, Энрике Диссеполо (по прозвищу Discepolín) передает чувства и мысли человека, который с трудом помнит прошлое и не верит в будущее. «..и двадцатый век другие / Превзошел своим бесстыдством / Кто б мог это отрицать?../ И сегодня безразлично / Быть ли честным иль лжецом / Иль невеждой иль ученым / Благородным иль жульем….Век двадцатый, барахолка / Лихорадок и проблем…/ Тот работает, как лошадь / Не имея ничего / Тот живет за счет другого / И ничто ему закон» (перевод А.П.Пичугина). Как поэт, Энрике Диссеполо стремился рассказать с помощью танго историю жизни, историю любви портеньос, оказавшихся перед сложным моральным выбором. Его перу принадлежат такие танго, как Alma de Bandoneón, Yira yira, Quién más quién menos, Sueño de juventud, Tormenta и многие другие.
Имя Паскуаля Контурси связывают с Карлосом Гарделем. Именно Контурси, увидев в Гарделе талантливого исполнителя романса, создал для него текст «Моей печальной ночи» (Mi noche triste). Вне танго Контурси был вовлечен в политическую жизнь, был уверен в необходимости свержения диктатуры. Однако тексты танго он старался создавать такими, чтобы они пережили тяжелое время и нашли отклик в сердцах будущих поколений: Bandoneón arrabalero, Amores viejos, Flor de tango, Te doy lo que tengo, Champagne tango, etc.
Поэт Омеро Манси, в свою очередь, создал огромное количество танго-романсов в период 1925-1949 гг. Их тексты были, есть и будут известны всем аргентинцам. Позже эти танго будут сыграны сотнями оркестров, и исполнители будут стремиться перещеголять друг друга в артистичности их исполнения. Среди них: Así es el tango, Cornetín, Manoblanca, Milonga del novecientos, Milonga sentimental, Sur, Viejo ciego.
Помимо политики и социальных сложностей, популярными темами для танго стали описания города, района, ближайшего окружения. Так природа, здания, улицы и даже кофейни и рестораны Буэнос-Айреса вошли в тексты известных танго. Обозначив окружающий пейзаж, автор танго разворачивал небольшую лирическую историю, грустную или веселую. Танго могло описывать неурядицы героя (нехватку денег, проигрыш, диалог с полицией), могло быть «воспоминанием» о детстве или юности, или же прямым обращением к любимому человеку. Слушатель танго каждый раз должен был, следуя музыке и стихам, унестись воображением в нужное место и время.
Слово в танго стало иметь огромное значение. Умение высказать смысл танго — талантом и ключевым навыком певца или певицы.
Голоса танго
Безусловно, творчество Карлоса Гарделя навсегда изменило отношение к манере исполнения текстов танго. В 1940-х и начале 1950-х в среде танго собралась целая плеяда артисток и артистов, которые не просто исполняли танго — они жили и чувствовали так, как пели. Сложная судьба каждого и каждой из них могла бы стать основой для настоящего романа. В рамках же историко-музыкального обзора мы должны обязательно упомянуть имена Альберто Кастижо, Анхеля Варгаса, Альберто Подестá, Франсиско Фиорентино, Ады Фалькон, Титы Мерелло, Нелли Омар, Либертад Ламарке. Их голоса до сих пор звучат на аудиозаписях, которыми заслушиваются тангерос на милонгах по всему миру.
Вот только некоторые из известных исполнителей танго сороковых годов.
Альберто Кастижо/Кастильо (Alberto Castillo) был актером, композитором и поэтом. Он был известен, как юморист, подобно Росите Кироге и Тите Мерелло. В 1940-е гг. ему удалось поработать со многими оркестрами, в том числе, с Рикардо Тантури, с которым у них сложился наиболее плодотворный творческий союз. Альберто Кастижо также пел для кинофильмов, оставив большое музыкальное наследие.
Слушать: танго La última copa, оркестр Ricardo Tanturi, вокал Alberto Castillo, 1943
Франсиско Фиорентино (Francisco Fiorentino) начинал, как бандонеонист. В 1928 г. Франсиско Канаро преложил ему исполнить несколько вокальных партий. Позже, в 1930-1940-х, Фиорентино записал множество танго с оркестрами Роберто Фирпо, Хуана Карлоса Кобиана и несомненно, с оркестром Анибала Тройло, в сотрудничестве с которым Фиорентино создал поистине нетленные танго.
Слушать: танго Gricel, вокал Francisco Fiorentino, оркестр Aníbal Troilo, 1942
Анхель Варгас (Angel Vargas) стал звездой оркестра Анхеля Д’Агостино, подобно тому, как Фиорентино нашел себя в оркестре Анибаля Тройло. В этом случае «двум Анхелям» удалось создать незабываемые романтические, иногда легкомысленные, иногда философские, композиции. После того, как слава нашла Варгаса, он работал еще с несколькими известными оркестрами, в числе которых был Orquesta Tipica Victor.
Слушать: танго A pan y agua, оркестр Angel D’Agostino, вокал Angel Vargas, 1945
Альберто Подестá (Alberto Podestá) , музыкант и певец, проживший долгую творческую жизнь, работал с оркестрами Мигеля Кало, Педро Лауренса, Энрике Франсини-Армандо Понтье и конечно, Карлоса Ди Сарли, что он считал вершиной своей творческой биографии. Альберто начал петь в 18 лет, и довольно скоро приобрел большую популярность среди тангерос. И сегодня диджеи, выбирая танго Лауренса или Ди Сарли, часто делают выбор в пользу версии с вокалом Подестá.
Слушать: танго Al compás del corazón, оркестр Carlos Di Sarli, вокал Alberto Podestá, 1945
Альберто Рейналь (Alberto Reynal) — вокалист, записавший множество танго с оркестрами, заинтересованными в создании танцевальной музыки с креольским акцентом. Альберто Рейналь начал свой путь в юности, пытаясь сперва копировать манеру Агустина Магальди и таким образом, попасть на радио. В итоге ему удалось добиться признания, выработав собственную манеру пения. Известность к Рейналю пришла во время работы с оркестром Хуана Д’Арьенцо (на фото — Альберто Рейналь у микрофона, Хуан Д’Арьенцо дирижирует оркестром).
Слушать: милонга Candombe oriental, оркестр Juan D’Arienzo, вокал Alberto Reynal, 1941
Стремительной казалась карьера Ады Фалькон (Ada Falcon), поразившей публику своими танго, полными настоящего природного артистизма. В 1930-х Ада Фалькон записала десятки танго с оркестром Франсиско Канаро, с которым ее связывало не только творчество, но и как она сама признавалась, единственная настоящая любовь. Свою карьеру она закончила по собственному решению, уехав далеко от центра развлечений Буэнос-Айреса, где прожила долгую жизнь, и уже в наше время, в 21 веке, с ее разрешения был снят кинофильм, основанный на ее необычной биографии.
Слушать: танго Juramento, вокал Ada Falcon, оркестр Francisco Canaro, 1933
В 1940-х оркестр Франсиско Канаро продолжил работу с певцом Альберто Аренасом, с которым было записано большинство танго, исключая инструментальные, в период «золотого века».
Слушать: танго Yira,yira , вокал Alberto Arenas, оркестр Francisco Canaro, 1946
Кармен Дюваль (Carmen Duval) — исполнительница танго в 1930-1940-х гг. В 1936 году, она, как и многие певицы, приняла участие в радио-конкурсе и победила, получив титул «Мисс Радио». В те годы в Аргентине, как было сказано, царила радиофония — известность на радио гарантировала успешную карьеру для исполнителя. Кармен Дюваль вошла в плеяду самых известных исполнительниц «золотого века» танго. Ее творчество было уникальным. Ей давались самые сложные вокальные партии.
На видео: запись танго Vos sos el rey, исполняет Кармен Дюваль.
***
Тита Мерелло (Tita Merello) — настоящее имя Лаура Ана Мерелло — за семьдесят лет своего творчества стала настоящим символом аргентинского танго, которому, поистине, «не накинешь платок на рот». Характер ее исполнения сильно отличался от других — ей легко давались остросоциальные тексты, патриотические танго-зарисовки, игра с эмоциями зрителей. Тита Мерелло обладала темпераментом и талантом яркой комедийной актрисы, и участие в кинофильмах того времени сделало ее абсолютной звездой своего времени. Ее исполнение танго также напоминало спектакль одного актера, а каждое произнесенное слово имело множество подтекстов. Зенит славы Титы Мерелло пришелся на начало 1950-х гг.
На видео: танго-милонга Se dice de mí, исполняет Tita Merello, отрывок из кинофильма Arrabalera, 1950
***
Нелли Омар (Nelly Omar) — настоящее имя Нильда Эльвира Ваттуоне — одна из легендарных певиц, посвятивших себя искусству танго-романса. Начав свою карьеру еще в 1918 г., одновременно с Гарделем, она полностью погрузилась в музыку.
Известность к ней пришла в 1933 г. благодаря радио, где она пела танго вместе со своей сестрой Нелидой.
Позже, когда в 1946 г. к власти в Аргентине пришел Хуан Доминго Перон, Нелли Омар высказала ему свою горячую поддержку и придерживалась перонистских взглядов всю свою дальнейшую карьеру. За популярность танго в исполнении Нелли Омар, за ее элегантность и романтичность, ее называли «Гарделем в юбке» и «символом аргентинского танго». Свой последний альбом Нелли Омар записала в 1997 г., в возрасте 86 лет, сохранив свой уникальный голос, и позже давала множество интервью, прожив 102 года и запомнив сотни моментов из истории аргентинского танго.
На видео: танго El aguacero, исполняет Nelly Omar, отрывок из кинофильма Arrabalera, слова José Gonzáles Castillo, музыка Cátulo Castillo
***
Либертад Ламарке (Libertad Lamarque) — актриса и певица танго, занявшая одно из центральных мест в киноиндустрии Аргентины в середине 1930-х гг. За ее европейскую манеру держаться и исполнение исключительно романтических танго, ее называли «американской невестой» Буэнос-Айреса. Пережив сложные и тяжелые моменты своей жизни, политические игры, экономические кризисы, проблемы в семье, Либертад Ламарке продолжила работать на эстраде и в кино. Известны ее работы в конце 1920-1950-х гг., кинороли в 1960-х и 1970-х, участие в телевизионных проектах в 1980-х и в конце 1990-х.
На видео: танго Madreselva, музыка Francisco Canaro, исполняет Libertad Lamarque отрывок из кинофильма Madreselva, 1938
***
В начале 1950-х гг. танго можно было услышать повсюду — оно звучало в кино, на концертах, на грампластинках, в радиопередачах. Как видно из истории, спеть или станцевать танго на экране желали все актеры, справедливо усматривая в этом взлет своей карьеры. Однако ближайшее пятилетие принесло множество сюрпризов как для музыкантов, так и для исполнителей. В середине пятидесятых в Аргентине появился рок-н-ролл, и это поставило аргентинское танго, ставшее уже тогда индустрией (!), с ног на голову.
Великие имена эпохи 1940-х: Troilo, Caló, Fresedo, Manzi, Contursi, Pugliese, Alfredo Gobbi, Carmen Duval, Nelly Omar, Di Sarli, Discépolo, Julia et Lalo Bello, Tanturi, Miguel Bucino, Cátulo Castillo, D’Agostino, García Jiménez, Dante, Echaque, Edmundo Rivero, Aldo Campoamor, Tita Merello, Libertad Lamarque, Mercedes Simone, Azucena Maizani.
Произведения эпохи: Al compás del corazón, Uno, Sur, La yumba, A los amigos, Malena, Trasnochando, De igual a igual, Mimí Pinsón, Ninguna, Responso Patético, Sombras nada más, Nido gaucho, Qué me van a hablar de amor, lluvia de estrellas, Para lucirse, El último organito, El andariego, A fuego lento, Naranjo en flor, María, los mareados, Preludio №3, Bahía Blanca, De academia, Lo que vendrá, Y todavía te quiero, Quedémonos aquí, La bordona.
2 ответ. на "1940-1955. «Золотой век танго»"