«Старая гвардия» в Париже и Буэнос-Айресе — танго обретает новые формы и звучание.
«Старая гвардия» оркестров-первопроходцев, создавая свою музыку в 1910-1925 гг., искала звучание более мелодичное, более серьезное, как бы обращенное внутрь. Эта задумчивая ностальгия, свойственная звучанию танго, появилась именно в это время — очевидно, благодаря чувствам, которые испытывали жители Буэнос-Айреса в это сложное, грохочущее событиями время.
Изменилось и танго, как танец. Движения танго стали более последовательными, исчезли резкие cortes y quebradas, танцоры стали двигаться более слаженно. Танго стало входить в культуру Буэнос-Айреса как некий сакральный ритуал, понятный исключительно портеньос, и который не следовало понимать гринго-иностранцам.
Танцоры «старой гвардии»

Casimiro y Marta Aín
Одновременно с новыми бандонеонистами, скрипачами и дирижерами, в Аргентине появляются известные танцоры: Флако Сауль, Мариано Као, Артуро де Нава, Элиас Алиппи, Энрике Саборидо, Хуан Карлос Эррера, Энрике Муинью. Самыми известными танцорами того времени были Касимиро Айн и Хосе Овидио Бианкет. Они же были первыми исследователями танго, как танца.
Танцор Касимиро Аин, баск по происхождению, изучал шаги и фигуры танго с целью собрать их воедино, отшлифовать и превратить танго в салонный танец.

Танго для Пия X, рисунок
В 1913 году он отправился на гастроли со своей женой Мартой Аин по Европе; в 1920 г. принял участие в мировом чемпионате по исполнению современных танцев в Париже (на фото), в 1926 г. с оркестром Канаро выступил в Нью-Йорке, а в 30-х гг. вместе с немецкой партнершей Эдит Пегги принял участие в научно-образовательном спектакле «Эволюция танго», который организовал композитор Хулио де Каро в Театре Оперы в Буэнос-Айресе.
Есть также история, не вполне проверенная, но о которой писали тогда все газеты: согласно этой новости, 1 февраля 1924 года Касимиро Аин со своей партнершей станцевал танго перед папой римским Пием X, использовав для этого композицию «Аве Мария», написанную танго-композиторами Франсиско и Хуаном Канаро — после чего папа признал танец достаточно пристойным и годным для исполнения в европейском обществе. Нельзя утверждать, что это событие действительно происходило, однако «запрещать» танго, действительно, перестали. Так, академик Жан Рипшен прочел в Сорбонне лекцию о танго, как о латиноамериканском культурном феномене. Русская императрица Мария Фёдоровна сочла танго грациозным, а Николай II разрешил танцевать его в Зимнем дворце.
***

На фото: Касимиро Аин и Марта Аин, выступление в Париже, 1920 г.
***

El Cachafaz y Carmen Calderón
Еще один известный танцор танго, Хосе Овидио Бианкет, известный под прозвищем El Cachafaz («весельчак, ловкач, нахал»), в 1911 г. получил премию на конкурсе танго в Буэнос-Айресе, в 1913 году открыл собственную академию танцев, в 1918 г. накануне его европейских гастролей газеты назвали его «первым танцором танго за всю историю». В 1920-х гг. «Эль Качафас» покорял Соединенные Штаты и Европу, и до конца дней своих танцевал, преподавал и играл в танго-спектаклях. Ему посвящено танго El Cachafaz, написанное композитором Manuel Aroztegui.
Упоминая европейские гастроли танго-танцоров, нужно сказать о датах, когда креольское танго впервые оказалось в Европе, и в первую очередь, среди законодателей мод в Париже. Считается, что танго в Париже начали слушать и танцевать в 1910 г., хотя еще в 1907 здесь сделали свои грамзаписи композитор Анхель Вижольдо и певческий дуэт Альфредо Эусебио и Флоры Гобби. Разумеется, первыми до Париже доехали танго El Choclo и La Morocha.
Танго El Cachafaz, композитор Manuel Aroztegui, запись в аранжировке оркестра Di Sarli, 1953
Париж мгновенно сошел с ума, как пишут современники — здесь открылись бары с названием «Танго», в моду вошел оранжевый цвет tango, в продаже появились укороченные юбки и платья с вырезами на спине. Парижское танго, конечно, начали танцевать слегка по-своему — добавили салонности, изысканных движений и систематичности. Однако европейский вариант танго не прижился в Буэнос-Айресе, хотя на музыку такая интернациональность повлияла — некоторые танго того времени носят французские названия: A Monmartre, Sance-Souci, Frivolité.
Музыканты «старой гвардии»
Расскажем также о некоторых известных оркестрах и композиторах, творивших в то время. Их истории интересны тем, что как музыканты, они буквально наживую создавали новый жанр, пока еще не исследованный в полной мере, и с увлечением отдавались этой работе.
Пакита Бернардо («Paquita» Francisca Bernardo) — заметная личность в истории танго, имя которой, однако, известно в основном исследователям танго-истории. Франсиска родилась в 1900 г. в семье испанских иммигрантов Хосе Марии Бернардо и Марии Хименес. В свои 15 лет она начала изучать игру на пианино, но позже увлеклась изучение бандонеона. В 1921 г. Франсиска «Пакита» Бернардо выступала со своим собственным танго-оркестром в «Баре Домингес» на Корриентес 1537, и в составе этого оркестра играли очень молодые музыканты Освальдо Пуглиесе, Эльвино Вардаро, Альсидес Палавесино, Мигель Лодука и ее брат Артуро Бернардо. Состоялась премьера ее танго Floreal. Поговаривают, что полиции пришлось останавливать толпу людей, собравшихся послушать ее танго.
К сожалению, не осталось ни одной аудиозаписи Оркестра Пакиты. Но позже многие артисты использовали ее сочинения: например, Роберто Фирпо (танго Cachito), и Карлос Гардель (танго La enmascarada со стихами франсиско Гарсии Хименеса, и танго Soñando со стихами Эухенио Карденаса). Танго Пакиты были очень популярны в 1923-1924 гг., более того, 10 декабря 1924 г. ее оркестр принял участие в праздничных концертах в театре Smart, которые продлились до февраля 1925 г. Успех молодой Пакиты вошел в большую историю аргентинского танго. К сожалению, бандонеонистка и композитор прожила только 25 лет, и ушла из жизни после тяжелой простуды, у себя дома, в баррио Виша Креспо, Буэнос-Айрес.
Агустин Барди (Agustin Bardi), ровесник Роберто Фирпо, композитор и пианист, абсолютный самоучка, стал известен после 192о-го года. Он не знал нотной грамоты и не мог записывать танго без посторонней помощи. Но слава пришла к нему благодаря тому, что его танго были аранжированы и записаны оркестрами таких мастеров, как Хулио де Каро и Анибала Тройло. Говорили, что его музыка близка к традициям аргентинской пампы, ностальгична и вдохновляет на творчество. Самые знаменитые танго Барди — La última cita и Gallo ciego.
Танго Gallo ciego, композитор Agustin Bardi, аранжировка оркестра Julio de Caro, 1927 г.
Херардо Эрнан Матос Родригес (Gerardo Hernan Matos Rodriguez) — автор известнейшего танго Cumparsita, которое он написал в 1917 г., будучи студентом архитектурного университета. Изначально это был марш для «Федерации университетских студентов Уругвая», но позже Родригес решил обработать его как танго и показать мастеру — композитору Роберто Фирпо. Тот не только ознакомился, но и аранжировал танго и исполнил его в нескольких кафетериях и салонах с с большим успехом. В последующие годы «Кумпарсита» аранжировалась бесконечное число раз. Изначально у этого танго был свой текст, который написал Родригес, но в 1927 г.Гарделя попросили спеть это танго с новым текстом «Если бы ты знала». Родригес подал в суд, выиграл его, но старый текст к танго так и не вернулся — «Кумпарситу» повсеместно стали исполнять и вовсе без текста.
Танго La cumparsita, аранжировка Roberto Firpo, 1917
Франсиско Канаро (Francisco Canaro) композитор, скрипач и дирижер танго, итальянец во втором поколении. Канаро родился в Уругвае, но вырос в Буэнос-Айресе. Будучи самоучкой, с 1906 г. играл в качестве скрипача в маленьких ансамблях, затем в составе трио на эскинах в баррио Ла Бока, позже вместе с Педро Полито и Хосе Мартинесом (бандонеон, фотепьяно) завоевывал публику в казино Royal Pigall, кабаре Monmartre, салоне San Martin. Собственный оркестр Канаро создал в 1916 г., и как Роберто Фирпо, занялся реформацией состава. Одно время он играл с Фирпо, объединяя оркестры. Но однажды, в 1921 г. в театре Колон (Театр Колумба) он собрал оркестр из 32 музыкантов и дирижировал этому оркестру, представив публике свои лучшие произведения.
Как композитор, Франсиско Канаро придерживался креольских традиций. Он успешнее остальных использовал в танго ритмику милонги. Он же создал определение «танго-милонга» (первое его танго-милонга называлось Internado) и позднее создал множество милонг, до сих пор пользующихся огромной популярностью среди любителей танго. Также Франсиско Канаро писал танго, милонги и креольские вальсы, стал одним из ярчайших представителей «старой гвардии» и «золотого века». В Париже Канаро ждал успех, настолько значимый, что в честь этого ему будет посвящено танго Canaro en Paris.
Танго Una noche en Paris, оркестр Franciscisco Canaro, 1925 г.
Появление танго-романса

Carlos Gardel, 1917
В эти годы танго обретает не только адептов-танцоров и гениальных композиторов, но и свой новый голос — певца Карлоса Гарделя, которому в ближайшие десятилетия предстоит стать танго-посланником во всем мире. В 1917 г. Карлос Гардель впервые выступил в одном из театров Буэнос-Айреса, исполняя танго Mi noche triste (P. Contursi и S.Castriota). В театре он аккомпанировал сам себе, но на грамзаписи для него сыграл гитарист Хосе Рикардо. Текст этого танго сильно отличался от всего, что ему предшествовало. Это были не уличные куплеты или легкомысленная песенка, а полноценный романс, исполнявшийся от первого лица и безупречно исполненный в интонационном смысле. Однако это было танго, аргентинское танго, но очевидно, вступившее в свой новый эволюционный этап. С момента этого выступления, как считают исследователи, начинается «то самое» аргентинское танго, с которым потом много демятилетий спустя работали музыканты и поэты.
***
Танго эпохи «Старой гвардии» 1910-1925 гг. : El apache argentino, El amanecer, La cumparsita, El motivo, Mi noche triste, Mano a mano, Milonguita, La cachila, La tablada, Gallo ciego, La copa del olvido, El pollo Ricardo, Chiqué, Che papusa oí, Organito de la tarde, La mariposa, A media luz, El pañuelito, El africano, Entrada prohibida.