Музыкант и композитор, «живший на Луне».
Эдгардо Донато (Edgardo Donato) родился в Буэнос-Айресе, районе Сан-Кристобаль, расположенном к югу от центра города, в доме на Авенида Бельграно 1657. Будучи еще ребенком, вместе со своей семьей он переехал жить в Монтевидео, столицу Републики Уругвай. Отец композитора (Эрнесто Донато) всю жизнь увлекался музыкой — сначала играл на мандолине, а позже перешел на виолончель. Позже он даже организовал свой камерный оркестр в Монтевидео. Когда его сыну, Эдгардо, было десять лет, он начал изучать музыку со своим отцом, а позже поступил в консерваторию имени Ференца Листа. В возрасте 21 года он был готов начать профессиональную карьеру музыканта. Начал свой путь он со своим отцом в сфере оперы, носил «жесткий воротничок и имел серьезный вид», несмотря на то, что на самым деле был веселым человеком и обладал хорошим чувством юмора. Однако вскоре, он сумел освободиться от этого ига и присоединился (тоже в Монтевидео) к оркестру Негро Кеведо.
В 1919 году он вписался в оркестр Карлоса Уоррена, первый в стране, посвященный джазу. На некоторых событиях они пересекались с оркестром Эдуардо Ароласа, именно таким образом Донато встретил скрипача Роберто Серило. В 1922 году он написал свой первый хит, танго «Julian«, на текст Хосе Паницца, посвященный уругвайскому лидеру Хулиану Гонсалесу. Донато пытался продать свое танго за двадцать песо, потом он снижал цену, но продать его ему все равно не удалось. В конце концов, он опубликовал его за свой счет. В 1923 году были выпущены его произведения «Corazoncito-de-Oro», «Bebe» и «Muchacho», тексты ко всем ним написал Селедонио Флорес. Вскоре после этого он написал то, что в дальнейшем станет одним из самых популярных и часто записываемых танго в мире: «А Media Luz«, которое вместе с «Cumparcita», «El-Choclo» и «Caminito» станет парадигмой музыки Ривер Плейт. «Я сочинил “A Media Luz” когда ехал на трамвае», скажет его композитор. Премьера состоялась в Монтевидео, на музыкальном ревю под названием Su majestad la Revista. Вскоре последуют записи Фирпо, Канаро и Гарделя. После этого он написал «Oiga» и «T.B.C.», название, вдохновленное крайне оригинальным клубом Монтевидео.
***
В 1927 году он собрал оркестр под лейблом Donato-Zerrillo, укомплектованный Эктором Мария Артола, Хуаном Туртурьелло и Гектором Джентиле на бандонеонах; на скрипках играли два лидера и Армандо Хулио Пьовани (который также пел), за фортепиано был Освальдо Донато, а другой его брат Асканио был на виолончели, в то время как А. Банкала играл на контрабасе.
Их дебют состоялся в Монтевидео 14 июля 1927 года, где их услышал импресарио кинотеатра Select Lavalle в Буэнос-Айресе – там играли лучшие коллективы — и он нанял их играть в течение всего сезона. Они играли там до 1930 года под названием Orquesta Tipica Criolla Donato-Zerrillo и объявляли их как «9 танго маэстро, наиболее яркий аутентичный танго оркестр, который вы когда-либо слышали». Когда к оркестру присоединился певец Луис Диас, они, наконец, записались для лейбла Brunswick. Этот вокалист участвовал в двадцати из пятидесяти записанных композиций. В 1930 году после краткого турне с певицей Асукеной Майцани, команда распалась.
Если бы нужно было сделать сравнение между оркестром Donato-Zerrillo с более поздним проектом Эдгардо Донато, пришлось бы отметить, что первый был музыкально более ограниченным, с паузами в ритме и редкими возможностями для соло отдельных инструментов. Вместо этого оркестр Эдгардо Донато в своей музыке имел фразы, преподнесенные с более широкой динамикой, где имелись соло бандонеонов и частые соло самого Донато, игравшего на скрипке. Лидер оркестра был настоящим примером стиля, разработанного Эль Пибе Эрнесто, то есть Эрнесто Понцо.
Новый оркестр, уже только с одним лидером, начал производить записи для Brunswick и играл в разных театрах и кинотеатрах; а на LS9 Radio La Вос del Aire их объявляли как «Восемь ассов танго портеньо, Эдгардо Донато и его грозный Tipica Criolla». Оркестр состоял из Хуана Туртурьелло, Висенте Виларди и Мигеля Бонано на бандонеонах; Эдгардо Донато, Армандо Хулио Пьовани и Паскуаля Умберто Мартинеса на скрипках; Освальдо Донато на фортепиано, Асканио Донато на виолончели и Хосе Капмези на басе.
Многие считают, что у Донато был танцевальный оркестр, без больших стремлений к своему собственному стилю, это соответствовало его веселому и рассеянному нраву. Современники говорили, что «он жил на луне». Рассказы о его рассеянности были известны, некоторые из них были правдой, а некоторые другие были выдуманы из-за его известности. Очень популярным был рассказ о том, как Донато ехал в трамвае, встретил друга, они начали общаться и вместе вышли из транспорта. Через некоторое время Донато вспомнил, что во время поездки с ним была его жена, и что она, очевидно, не собиралась выходить из трамвая и осталась в нем… Впрочем, его рассеянность распространялась не только на членов семьи, но и на музыкантов. Однажды Донато мечтательно сообщил, что хотел бы поработать с певцом Адольфом Ривасом и записать его вокал в студии. При этом он совсем забыл, что певец уже находится в составе его оркестра и с нетерпением ждет начала работы над пластинкой.
В качестве певцов в некоторых композициях участвовали Луис Диас, Антонио Родригес Лесенде, Карлос Вивиан и Теофило Ибаньес, и иногда танго «Vagabundo» исполнялось с участием Агустина Магальди. Кроме вокалистов, упомянутых выше, его оркестр также сотрудничал с Антонио Мэйдой, Уго Дель Каррилом (который участвовал в его дебютной записи), Хуаном Алессио, Орасио Лагосом, Литой Моралес и выдающимся музыкантом и уругвайским певцом Ромео Гавиоли.
Для лейбла Brunswick оркестр записал более 130 номеров; 9 декабря 1932 года записывающую компанию сменили на Victor и записали «El Huracan» с новым вокалистом Феликсом Гутьерресом. Он работал с этой звукозаписывающей компанией все оставшееся время, за исключением краткого сотрудничества с лейблом Pampa, выпустив более четырехсот записей.
Оркестр Эдгардо Донато был одним из тех, которые были включены в фильм “¡Tango!” 1933 года, первый полностью озвученный фильм в истории аргентинского кино. В том же году он появился также в фильме «Los Tres berretines», где главные роли играли Луис Сандрини, Луис Арата и Луиза Вехиль. Он сочинял и саундтреки для фильмов, среди них выделяются работы для «Riachuelo», «Picaflor» и «Asi es el tango». Его выступления на радио были непрерывными, как те, что он делал в кабаре и клубах. Он стал композитором более чем двухсот произведений, некоторые из них являются безусловной классикой танго репертуара: «A Media Luz«, «Julian», «Muchacho», «El Huracan» и другие, многие из которых также являются весомыми: «Se Va La Vida», «Por mi viejita», «El Acomodo», «Mi Serenada», «Bebe», «Volve», «Carton ligador», «Riachuelo»,»Pobre Sonador», «El Lengue», «Bigotito», «Se va la Lancha», «Pensalo Bien».
Слушать: танго Se va la vida, Edhgardo Donato, вокал Andres Galarse, 1961 г.
Слушать: танго El Huracan, Edhgardo Donato, вокал Andres Galarse, 1961 г.
Слушать: танго Muchacho, Edhgardo Donato, вокал Carlos Almada, 1951 г.
В 1944 году, помимо проведения различных шоу со своим оркестром он собрал квартет Los Caballeros del Recuerdo, исполнявший репертуар Guardia Vieja (Старой Гвардии), он состоял из Франсиско Праканьико за фортепиано, Ансельмо Айеты на бандонеоне и скрипок Донато и Доминго Доннарумы. А в 1945 году его брат Освальдо собрал свой собственный оркестр, взяв с собой большое количество его музыкантов. Из-за этого Донато пришлось реоганизовать свой оркестр и привлечь Эрнесто Росси (Тити) в качестве первого бандонеона и аранжировщика, Хулиана Плазу также на бандонеон, первой скрипкой стал Роландо Курсель, а пианистом — Бернардо Блас. На короткое время он вернулся в кино в фильме, который был символом того времени, «Pelota de Trapo». Работы «рассеянного романтика» Эдгардо Донато относятся к «золотому веку» танго и не устаревают уже несколько десятилетий.
На видео: танцуют El Pibe Avellaneda y Geraldine Rojas, танго El Adios (оркестр Edgardo Donato), 2005 г.