Освальдо Пульезе — аргентинский композитор, «пионер синкопы и контрапункта».
Аудио: танго La mentirosa, Osvaldo Pugliese, Alberto Morán, 17-03-1954
В период 40-50-х гг. создал знаменитые танго «La yumba» (ставшее гимном оркестра), «Adiós Bardi», «Una vez» и многие другие произведения. Оркестр стал одним из самых известных в Аргентине. Записи оркестра охватывают период с 1943 по 1989 год.
На видео: танго La yumba, Osvaldo Puigliese
***
Освальдо Педро Пуглиесе/Пульезе (Osvaldo Pedro Pugliese) родился в 1905 г. в Буэнос-Айресе. Его отец, Адольфо, работал на производстве обуви, любил флейту и даже играл в квартетах. Два старших брата играли на скрипке, их звали Адольфо Сальвадор Висенте (Фито) и Альберто Роке. Альберто увлекался музыкой в большей степени, нежели Адольфо, и занимался музыкой в течение нескольких лет. Именно отец давал Освальдо первые уроки музыки, и Освальдо, как два его старших брата, начал свой музыкальный путь со скрипки. Однако вскоре поменял ее на фортепьяно, хотя от его отца это потребовало большого времени и усилий, чтобы купить новый дорогой инструмент. Как говорил сам Освальдо: «Я был очень удивлен, когда пришел домой с работы в типографии и увидел пианино. «Что это такое?» — спросил я отца. «Теперь ты будешь учиться играть на пианино», — ответил он. «Я устал от скрипачей на каждом шагу в моем доме». После обучения в музыкальных школах, расположенных неподалеку от дома, Освальдо в пятнадцать лет начал профессионально играть в Café de La Chancha.
Через некоторое время в одном известном в те годы кафе в Буэнос-Айресе он играл в группе первой женщины бандонеониста в танго, Пакиты Бернардо. После этого, развивая свою карьеру, Освальдо стал участником квартета Энрике Полле. В 1927 году он занял место пианиста в оркестре Педро Маффиа. Потом он вместе со скрипачом Эльвино Вардаро (позже ставшим скрипачом у Пьяцоллы) оставил его, чтобы основать коллектив под их собственными именами. Он был авангардным для того времени, и звукозаписывающие компании не видели в них финансового потенциала, отклоняя их предложения о записи. Поэтому записей того коллектива, к сожалению, не осталось. Дебют Вардаро-Пульезе состоялся в кафе Nacional, а потом они отправились в турне по всей стране. Их сопровождали поэт Эдуардо Морено, выступавший в роли менеджера, и Малена-де-Толедо, согласившаяся стать их вокалисткой после предложения Морено. И именно Морено стал автором лирики «Recuerdo», очень успешного танго, сочиненного Пульезе. Турне оказалось абсолютно провальным с финансовой точки зрения. Дело закончилось тем, что Вардаро пришлось заложить его смычок фирмы Sartoris, чтобы они могли приобрести билеты домой.
Слушать: танго Recuerdo, Osvaldo Pugliese, запись 1944 г.
Позже Пульезе совместно с другим скрипачом Альфредо Гобби основал коллектив, где одним из бандонеонистов был, в то время еще очень молодой, Анибаль Тройло. Этот проект длился несколько месяцев, и после этого Пульезе сформировал свою собственную команду благодаря возможности играть в паре местных небольших заведений. После этого он поучаствовал в двух дуэтах, выступая на радио, сначала с Гобби, а затем с Вардаро. В 1934 году он был пианистом в оркестре бандеониста Педро Лауренса – бывшего участника команды Де Каро. В связи с этим он написал первые аранжировки для некоторых танго, среди которых была «La Beba». В 1936 году он был членом группы бандонеониста Мигеля Кало, также игравшего в стиле Де Каро. Там Пульезе вынашивал эстетические идеи своей музыки. Вплоть до 1938 года он пытался организовывать новые коллективы и проекты, но они долго не жили.
Его видение танго окончательно сформировалось к 11 августа 1939 года, когда он вновь появился в кафе Nacional. Вокалистом в его новом оркестре был Амадео Мандарино. Через некоторое время он реорганизовал группу, и вокалистом стал Аугусто Готье. Этот оркестр был бы еще одним обычным оркестром, исполнявшим танго в стиле Де Каро, если бы не одно «но» — здесь Пульезе активно поощрял музыкантов к творчеству и сочинительству, несмотря на то, что считался лидером команды. Это был «оркестр композиторов». Каждый из музыкантов предлагал аранжировки и участвовал в создании репертуара. Пульезе называл этот оркестр не иначе, как «кооперативным сообществом», и в контрактах всегда прописывал, что сам он, выступая в качестве руководителя коллектива, будет получать ровно столько же, сколько остальные музыканты. Со временем, начав с кафе, расположенного в районе Виша Креспо (Villa Crespo), они дошли до Радио El Mundo, одного из главных масс медиа того времени. Именно тогда у них начали появляться последователи, в число которых входили как те, кому нравился их музыкальный стиль, так и те, кто симпатизировал Пульезе из-за его коммунистических идей.
Композитор, действительно, занимал активную гражданскую позицию. В 1935 г. он основал Союз музыкантов под лозунгом «работа должна быть гордостью человека, а не его наказанием». В 1936 г. он вступил в коммунистическую партию Аргентины, за что получил прозвище «el comunacho» («коммуняка»). За свою политическую деятельность в 1950—1960-е он неоднократно арестовывался и заключался в тюрьму. Как он говорил в интервью, «когда меня сажали в тюрьму, публика оставляла на рояле красную гвоздику, потому что меня не было за ним. Красную, потому что я был связан с коммунистической партией. Люди таким образом высказывали свое недовольство тем, что меня нет в салоне. Выражали его и другими путями. Например, писали на воздушном шаре «Освободите Пульезе».
Продолжительность и последовательность его труда позволила ему сформировать ту концепцию, которую смогли понять, почувствовать и начать поддерживать его коллеги, такие, как Анисето Росси, отвечавший за бас, столь важный для необходимого Пульезе ритмического драйва, Освальдо Руджеро, бандонеонист, который остался с Пульезе до 1968 года, поддерживавший Пульезе во всем, также был важен для оркестра. Так можно сказать и о скрипаче Энрике Камерано, родившемся, как кто-то сказал, только для того, чтобы играть с Пульезе. В итоге оркестр стал верным последователем школы Де Каро, при этом в нем обозначился собственный стиль — ярко выраженный ритм, выразительная танцевальная формула и очень запоминающаяся мелодия.
На фото: Освальдо Пульезе, Роберто Шанель, Альберто Моран.
Крайне важным был 1943 год, когда его оркестр, наконец, записался. В него пришел Роберто Шанель, певец с сильным голосом и стилем compadrito. Вместе они сделали 31 запись. Для достижения контраста, Пульезе включил в состав также Альберто Морана в качестве вокалиста из-за его драматизма, чувственности, и прекрасного сочетания его голоса с оркестровым сопровождением. Моран оставил 48 записанных композиций. В период с 1949 по 1950 год вместе с Хорхе Видалем, обладателем еще одного популярного голоса в истории этого оркестра, было записано еще восемь композиций. Среди последующих певцов, работавших с оркестром, можно выделить Хорхе Масьеля и Мигеля Монтеро.
В 40-х годах Пульезе записал несколько произведений собственного сочинения, являвшихся авангардом того времени. Таков случай «La Yumba» (которая стала своего рода гимном оркестра), «Negracha» и «Malandraca». Из-за двух последних Пульезе считается пионером в использовании синкопы и контрапункта, он сделал это до Орасио Сальгана и Астора Пьяццоллы. Из других значимых произведений Пульезе следует отметить в первую очередь вышеупомянутые «Recuerdo», и «La beba», «Adiós Bardi», «Recién», «Barro», «Una Vez» и «El encopao». Всего в период золотого века , в свой активный период, Освальдо Пульезе сочинил более 150 танго, и создал более 600 аранжировок к танго других авторов.
Слушать: танго Negracha, Osvaldo Pugliese, запись 1948 г.
Слушать: танго Una Vez, Osvaldo Pugliese, вокал Alberto Maran, запись 1946 г.
Слушать: танго Malandraca, Osvaldo Pugliese, запись 1949 г.
Слушать: танго Gallo ciego, аранжировка оркестра Osvaldo Pugliese,
автор музыки Ricardo Tanturi, запись 1959 г.
Отношения Пульезе с публикой всегда были очень теплыми. Вот, например, как маэстро рассказывал о премьере танго Recuerdo: «… Вообще, это одна из тех [музыкальных] вещей, которые просто вдруг приходят тебе в голову. Я начал сочинять его в трамвае, когда ехал в кафе, где работал. Там была молодая публика, приходившая слушать музыку. Однажды я закончил выступление в кафе, сошел со сцены, и они спросили меня, как называется то танго, которое я сейчас играл. «У него нет имени». «А как оно будет называться?» «Я назову его Recuerdo (исп. «воспоминания») и посвящу его моим дорогим прекрасным друзьям».
На видео: танго Recuerdo, Osvaldo Pugliese
Со временем творчество Освальдо Пульезе завоевало признание во всем мире. Композитор получил несчетное количество наград. Правительство Кубы наградило его медалью имени Алехо Карпентьера за выдающиеся достижения в области культуры. Французское правительство провозгласило его Коммандором Ордена Искусства и Поэзии (1988 г.) В 1986 г. он стал почетным жителем Буэнос-Айреса, а в 1989 г. Сообщество Авторов и Композиторов Аргентинв (SADAIC) и Ассоциация коллекционеров танго открыла мемориал на авениде Коррьентес в честь 50-летия оркестра Освальдо Пульезе. В 1990 г. Пуглиесе получил титул Почетного Академика Национальной Академии Танго в Буэнос-Айресе. Трижды оркестр получал премию фонда Конекс в Аргентине. И наконец, именем Освальдо Пульезе названа одна из станций метро в Буэнос-Айресе. Интересно, что образ композитора, который декларировал служение обществу, стал причиной появления народного поверья — в Буэнос-Айресе считается, что перед началом дела следует несколько раз произнести «Пульезе, Пульезе, Пульезе» для привлечения удачи и успеха, а для верности- приобрести карточку с изображением «святого Пульезе». Особенно san Pugliese помогает музыкантам и артистам.
Музыка Освальдо Пульезе сегодня вдохновляет диджеев и танцоров на милонгах всего мира. Известные преподаватели танго, коллекционеры записей, режиссеры, композиторы часто обращаются за вдохновением к его бессмертным произведениям.
На видео: танцуют Javier Rodriguez, Geraldine Rojas, танго Gallo Ciego, Osvaldo Pugliese, 2002 u/
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.